Фотостоки. Продать свои фото - не просто.
Данная статья не является обзорной в полном смысле слова. Всего лишь мой опыт по общению с фотобанками на тему продажи своих фото.
В первую очередь скажу, что фотограф из меня средненький. Очень надеюсь, что это лишь потому что опыта маловато. За последние несколько месяцев фотографии я неплохо вырос, стал чувствовать композицию, цвета и эмпирически отделять хорошие кадры от плохих.
Во вторую очередь скажу, что камера у меня очень неплохая — Canon 350d, да еще к ней объектив есть 50-200, не считая китового.
Однако я, узнав про фотобанки (то есть возможность продавать свои фотографии через интернет), заинтересовался этой темой, стал копать дальше, читать обзоры и потихоньку втягиваться...
Точка зрения покупателя
Итак, кому же вообще нужны фотографии, зачем их покупать?
Ответ простой — фотографии нужны дизайнерам для различного рода коллажей, рекламщикам для рекламных плакатов, собственно, различным журналам для фотоиллюстраций в свои издания. Какие требования имеет покупатель (а, следственно, и фотобанк)?
Ну во-первых, технические. Фото должно быть технически качественным, четким. Не должно быть шумов, артефактов сжатия.
Во-вторых, фото должно быть тематичным, в случае для журналов — тут простор для фантазии. Праздники, различные хобби, субкультуры, охота, рыбалка — что угодно. Никогда не знаешь, что пригодится.
В-третьих, фотобанки охотно принимают отдельные объекты на фоне. Для дизайнера это рай просто — такой большой сток предметов для коллажей. Поэтому, кстати, я и озадачился проблемой лайтбокса.
В-четвертых, покупатель должен быть уверен, что не будет юридических проблем с фотоизображением. Ну представьте, увидели вы отличный снимок, купили его, забабахали огромную рекламу в центре города. А через месяц приходит юрист и говорит «вы использовали зарегистрированную торговую марку нашего продукта в своей рекламе, платите деньги..». Так что на фото не должно быть названий/логотипов, не должно быть вообще вещей, защищенных авторским правом. Тут приводят даже такой пример — фотографировать Эйфелеву башню днем можно, а ночью, подсвеченную, нет, ибо защищено законом как муниципальная собственность.
Еще один немаловажный юридический аспект — если вы фотографируете человека, модель, или как-то вообще выделяете конкретную личность на фотографии, вы должны будете загрузить письменное разрешение конкретной модели/человека на продажу фотографий с его участием. Формы этих документов можно найти на каждом стоке, они там для скачивания есть.
Чтобы ваши фотографии этим требованиям удовлетворяли, на каждом стоке работают инспекторы, которые и расматривают каждый загружаемый снимок по этим параметрам.
Точка зрения продавца, то есть вас.
вы этой бурдой занимаетесь не просто так, а ради денег (да-да, деньги позволят вам купить новый объектив или погасить кредит за дорогущую камеру..). Так вот. Забудьте об этом. Не стоит сразу ставить целью заработать как можно больше денег. Поставьте первичной целью — разобраться вообще, что такое фотосток, как он работает, что хочет. Вторичной — пройти инспекцию на фотобанках и загрузить как можно больше фото. А уже потом деньги сами пойдут… слишком много не заработаете, но знакомые у меня пару раз в год долларов по двести снимают. А оно нелишне, учитывая что вы зарабатываете своим хобби (а многие люди мечтают о том, чтобы их хобби оплачивалось).
Поэтому — не бойтесь, загружайте фото как можно больше (даже которые вам самим не особо нравятся). Инспектора сидят разные, они могут и пропустить, а лишнее фото в портфолио — это неплохо.
Точка зрения фотостока.
для них это крайне рентабельное и выгодное дело. За продажу одного фото они обычно забирают себе, как комисиию за продажу, 50-80% суммы. То есть с одной долларовой продажи вы в лучшем случае получите 50 центов. На эти деньги они содержат сайт, платят зарплату инспекторам, ну и имеют очень нехилую прибыль. Но это не наше дело, наше дело — пройти мимо вредных инспекторов и продать фото.
С чего начал я?
с чтения microstock.ru. Это не реклама и не пиар сайта, я там даже не зарегистрирован. Просто это действительно хороший русскоязычный сайт в помощь начинающему стокеру. Там есть ссылки на различные фотобанки, описание регистрации в них, слабые и сильные стороны. Так что если заинтересовались — путь туда.
Фотобанки бывают двух типов. Раскрученные и не очень =) именно этим, кажется, определяется наличие экзамена при регистрации на них. Самый лучший сток, имхо, это Шаттерсток. Продажи в нем самые высокие, но пробиться туда сложновато… хотя это уже зависит от уровня вашего мастерства. Я, например, еще не пробился, хотя пробовал всего раз (между попытками обязательный перерыв в месяц). Честно говоря, глядя на некоторые снимки ТАМ, я озадачен, что я не набрал нужных семи баллов из десяти. Но, как известно, всяк кулик свое болото хвалит, так что скорее всего, я сам некомпетентен и не понял до конца дзен фотобанка. Им-то точно виднее )
я начал с фотобанков, в которых нет экзамена. С Фотолии, например. Но я был действительно разочарован. Несколько работ прошли, но за три месяца всего-навсего десять-пятнадцать просмотров, и ни одной покупки. Так что я все же надеюсь пробиться в Шаттер.
вот такой вот, пока негативный опыт общения со стоками. Ничего не потерял, кроме времени, но и ничего не приобрел, хотя надеялся. Полагаю, среди ФМовчан есть множество стокеров, пусть напишут о своем опыте и успехах.
UPD
вот хорошая статья про фотостоки. Автор Лев Долгачев, посоветовал статью psihoz. Его и благодарите )
В первую очередь скажу, что фотограф из меня средненький. Очень надеюсь, что это лишь потому что опыта маловато. За последние несколько месяцев фотографии я неплохо вырос, стал чувствовать композицию, цвета и эмпирически отделять хорошие кадры от плохих.
Во вторую очередь скажу, что камера у меня очень неплохая — Canon 350d, да еще к ней объектив есть 50-200, не считая китового.
Однако я, узнав про фотобанки (то есть возможность продавать свои фотографии через интернет), заинтересовался этой темой, стал копать дальше, читать обзоры и потихоньку втягиваться...
Точка зрения покупателя
Итак, кому же вообще нужны фотографии, зачем их покупать?
Ответ простой — фотографии нужны дизайнерам для различного рода коллажей, рекламщикам для рекламных плакатов, собственно, различным журналам для фотоиллюстраций в свои издания. Какие требования имеет покупатель (а, следственно, и фотобанк)?
Ну во-первых, технические. Фото должно быть технически качественным, четким. Не должно быть шумов, артефактов сжатия.
Во-вторых, фото должно быть тематичным, в случае для журналов — тут простор для фантазии. Праздники, различные хобби, субкультуры, охота, рыбалка — что угодно. Никогда не знаешь, что пригодится.
В-третьих, фотобанки охотно принимают отдельные объекты на фоне. Для дизайнера это рай просто — такой большой сток предметов для коллажей. Поэтому, кстати, я и озадачился проблемой лайтбокса.
В-четвертых, покупатель должен быть уверен, что не будет юридических проблем с фотоизображением. Ну представьте, увидели вы отличный снимок, купили его, забабахали огромную рекламу в центре города. А через месяц приходит юрист и говорит «вы использовали зарегистрированную торговую марку нашего продукта в своей рекламе, платите деньги..». Так что на фото не должно быть названий/логотипов, не должно быть вообще вещей, защищенных авторским правом. Тут приводят даже такой пример — фотографировать Эйфелеву башню днем можно, а ночью, подсвеченную, нет, ибо защищено законом как муниципальная собственность.
Еще один немаловажный юридический аспект — если вы фотографируете человека, модель, или как-то вообще выделяете конкретную личность на фотографии, вы должны будете загрузить письменное разрешение конкретной модели/человека на продажу фотографий с его участием. Формы этих документов можно найти на каждом стоке, они там для скачивания есть.
Чтобы ваши фотографии этим требованиям удовлетворяли, на каждом стоке работают инспекторы, которые и расматривают каждый загружаемый снимок по этим параметрам.
Точка зрения продавца, то есть вас.
вы этой бурдой занимаетесь не просто так, а ради денег (да-да, деньги позволят вам купить новый объектив или погасить кредит за дорогущую камеру..). Так вот. Забудьте об этом. Не стоит сразу ставить целью заработать как можно больше денег. Поставьте первичной целью — разобраться вообще, что такое фотосток, как он работает, что хочет. Вторичной — пройти инспекцию на фотобанках и загрузить как можно больше фото. А уже потом деньги сами пойдут… слишком много не заработаете, но знакомые у меня пару раз в год долларов по двести снимают. А оно нелишне, учитывая что вы зарабатываете своим хобби (а многие люди мечтают о том, чтобы их хобби оплачивалось).
Поэтому — не бойтесь, загружайте фото как можно больше (даже которые вам самим не особо нравятся). Инспектора сидят разные, они могут и пропустить, а лишнее фото в портфолио — это неплохо.
Точка зрения фотостока.
для них это крайне рентабельное и выгодное дело. За продажу одного фото они обычно забирают себе, как комисиию за продажу, 50-80% суммы. То есть с одной долларовой продажи вы в лучшем случае получите 50 центов. На эти деньги они содержат сайт, платят зарплату инспекторам, ну и имеют очень нехилую прибыль. Но это не наше дело, наше дело — пройти мимо вредных инспекторов и продать фото.
С чего начал я?
с чтения microstock.ru. Это не реклама и не пиар сайта, я там даже не зарегистрирован. Просто это действительно хороший русскоязычный сайт в помощь начинающему стокеру. Там есть ссылки на различные фотобанки, описание регистрации в них, слабые и сильные стороны. Так что если заинтересовались — путь туда.
Фотобанки бывают двух типов. Раскрученные и не очень =) именно этим, кажется, определяется наличие экзамена при регистрации на них. Самый лучший сток, имхо, это Шаттерсток. Продажи в нем самые высокие, но пробиться туда сложновато… хотя это уже зависит от уровня вашего мастерства. Я, например, еще не пробился, хотя пробовал всего раз (между попытками обязательный перерыв в месяц). Честно говоря, глядя на некоторые снимки ТАМ, я озадачен, что я не набрал нужных семи баллов из десяти. Но, как известно, всяк кулик свое болото хвалит, так что скорее всего, я сам некомпетентен и не понял до конца дзен фотобанка. Им-то точно виднее )
я начал с фотобанков, в которых нет экзамена. С Фотолии, например. Но я был действительно разочарован. Несколько работ прошли, но за три месяца всего-навсего десять-пятнадцать просмотров, и ни одной покупки. Так что я все же надеюсь пробиться в Шаттер.
вот такой вот, пока негативный опыт общения со стоками. Ничего не потерял, кроме времени, но и ничего не приобрел, хотя надеялся. Полагаю, среди ФМовчан есть множество стокеров, пусть напишут о своем опыте и успехах.
UPD
вот хорошая статья про фотостоки. Автор Лев Долгачев, посоветовал статью psihoz. Его и благодарите )
33 комментария
я вот думаю, может тут работы выложить, которые не приняли, с комментарием почему не приняли…
Недавно зарегистрировался на Фотолии, отправил две фотки.
Они почти две недели думали и вынесли вердикт, что фото не подходящего кач-ва) Теперь подбираю фотографии «подходящео кач-ва», которые можно отправить еще.
2.У этой фотки много шума ИМХО, не прошла по качеству:
А эти две из разряда любимых)))
вот честно. Дурь, по моему. Еще и камеру видно в отражении, и конец листа-покрытия. Ужас. Странный был инспектор, наверное пьяный. Я в шоке.
Д.р. сегодня у инспектора! Поздравляю!
заинтересовало...)
my.fotolia.com/m81pavl
АКСУ страйковский?)
АКСУ действительно страйкбольный, я уже несколько фотосессий со страйкболистами сделал!
Для Шаттера загранпаспорт нужен, что меня останавливает в подобных фотобанках! Отсутствие продаж оставляет сильный осадок на душе и рушит любие облачные замки!
Заработал около 150 долларов в сумме. Так что особым успехом похвастать не могу. Но это чертовски приятно, когда твои фотографии кем-то покупаются.
Замечу что со временем приходит нюх на коммерческие сюжеты и через некоторое время начинаешь сам себя модерировать. Особенно помогает просмотр самых продаваемых изображений на выбранную тематику.
Теперь в спешке собираю на обьективчик посветлее и освещение, а то идеи идеями, а реализовать не всегда получается.
У меня как-то не приняли пока экзамен… я так понял, 4 из 10 прошли отбор.
хорошие фото. Просто глядя на них, больше понимаешь о стоковом фото. Простенько, но именно это нужно покупателям, видимо.
Вообще типичные стоковые сюжеты можно подглядеть в любом глянцевом журнале для молодежи. Особенно для девушек. Теперь часто обращаю внимание на фотографии в любых местах. :-)
Могу посоветовать вписать еще один сайт: www.natulrich.com/ru/articles/
Написано внятно, полная информация по этим микростокам, как региться, какие требования к снимкам, как выводить бабкинги:
Shutterstock.com
Fotolia.com
Dreamstime.com
123RF.com
StockXpert.com