avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Объективы. Часть 7 — Типовые проблемы, связанные с объективами

1. Блики

Блики на снимках проявляются в виде ярких полупрозрачных фигур и полос света — их присутствие обычно негативно сказывается на контрастности изображения. Чаще всего блики возникают в том случае, когда источник света находится в непосредственной близости к границам кадра — особенно при контровой съемке или съемке пейзажей. Вероятность возникновения бликов при работе с зум-объективом обычно выше, чем при съемке с дискретником. Чтобы минимизировать проявление этого эффекта, на объектив следует установить бленду или хотя бы рукой либо листом плотной бумаги прикрыть объектив от попадания в него косых солнечных лучей.

При обработке в Photoshop можно попробовать устранить пятна и полосы бликов с помощью инструмента Clone Stamp, а для коррекции контрастности пригодятся функции Levels или Curves.

2. Виньетирование

Виньетированием называется эффект затемнения изображения по углам фотографии, проявляющийся вследствие того, что на центральную часть светочувствительной матрицы камеры приходится более интенсивный поток света, чем на ее углы. Виньетирование может возникать из-за того, что на пути лучей света есть препятствия (например, края оправы светофильтра, установленного на объектив), а также когда лучи света проходят через диафрагму под острым углом.

Наиболее сильно проявляется виньетирование при съемке широкоугольными объективами на максимально открытой диафрагме — его следы особенно заметны на однородно окрашенных участках снимка, например на голубом небе. Чтобы справиться с виньетированием, вызванным физическими помехами, следует проверить правильность установки бленды, немного увеличить фокусное расстояние объектива и снять светофильтр. Для подавления оптического виньетирования надо посильнее прикрыть диафрагму объектива.

Плагин Adobe Camera RAW, отвечающий за обработку RAW-файлов, имеет удобную функцию исправления виньетирования: блок Vignetting в нижней части вкладки Lens.

3. Бочкообразная дисторсия

Бочкообразная дисторсия проявляется в виде одноименного искажения изображений, при котором вертикальные и горизонтальные прямые линии начинают выгибаться наружу. Бочкообразная дисторсия характерна для широкоугольных объективов (особенно для недорогих моделей) и заметнее всего проявляется при архитектурной съемке, где членение фасадов зданий только сильнее подчеркивает характер подобных искажений.
Избежать этого вида аберраций в момент съемки невозможно. Для борьбы с проблемой на этапе обработки изображений в Photoshop CS2 можно использовать фильтр Filter Distort Lens Correction — ползунок Remove Distortion надо сдвигать вправо до достижения удовлетворительного эффекта.

4. Хроматические аберрации

Хроматические аберрации возникают вследствие того, что лучи света с разной длиной волны преломляются линзами объектива по-разному, из-за чего нарушается их фокусировка строго в одной плоскости (плоскости пленки или матрицы цифровой камеры). Тогда вдоль контуров контрастных объектов появляется цветная «бахрома» (чаще всего пурпурного цвета). Более всего страдают от хроматических аберраций «сверхдальнобойные» телеобъективы и широкоугольники. Учтем, что выпускаются объективы-апохроматы, в которых применение специальных оптических элементов из низкодисперсного стекла позволяет справиться с хроматическими аберрациями, но такая оптика обычно стоит заметно дороже.

Для устранения следов хроматических аберраций на снимках в Photoshop CS2 можно использовать фильтр Filter > Distort > Lens Correction — здесь предусмотрен отдельный блок Chromatic Aberration с двумя движками. Если съемка велась в формате RAW, аналогичную пару движков можно найти во вкладке Lens плагина Adobe Camera RAW.

5. Подушкообразная дисторсия

Подушкообразная дисторсия тоже приводит к искажениям вертикальных и горизонтальных линий в кадре, но, в отличие от бочкообразной дисторсии, они изгибаются внутрь — после этого квадрат действительно начинает напоминать подушку. Чаще всего такого вида дисторсия наблюдается у телеобъективов (особенно у телезумов) на максимальном фокусном расстоянии, а также у многих компактных цифровых камер. Можно попробовать справиться с проблемой, уменьшая фокусное расстояние объектива или помещая главный объект съемки в центр композиции, чтобы последующее более плотное кадрирование могло отсечь зоны максимальных искажений изображения.

Снимки, пострадавшие от подушкообразной дисторсии, можно подкорректировать с помощью фильтра Filter Distort Lens Correction, сдвигая ползунок Remove Distortion влево.

Объективы. Часть 1 — Изучаем объективы
Объективы. Часть 2 — Управление объективом
Объективы. Часть 3 — Типы объективов и приемы работы с ними
Объективы. Часть 4 — Новый взгляд на объективы
Объективы. Часть 5 — Короли крупных планов
Объективы. Часть 6 — Учимся обращаться с объективами
• Объективы. Часть 7 — Типовые проблемы, связанные с объективами
Объективы. Часть 8 — Вопросы & Ответы. Уход за объективами

Опубликовано: Digital Photo, апрель 2007 (№4/07), Автор: Марк Хэмблин

2 комментария

avatar
  • exdeniz Игорь
  • 06 декабря 2008, 13:18
Про фильтры бы поподробней…
avatar
  • Ready Андрей
  • 06 декабря 2008, 13:24
Обязательно будет статья про фильтры. В самое ближайшее время.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.