avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Типы освещения при съемке портрета

Целые книги были написаны о портретном освещении, но я посвящаю ему только часть главы, так что я собираюсь познакомить вас лишь с основными техниками привлекательного освещения людей. Как только вы овладеете этими основами, вы будете находить все новые способы их дополнения по мере приобретения опыта. Ваша первая задача заключается в изучении различных типов освещения с помощью многочисленных источников света. Этот раздел предоставляет краткое введение в техники освещения (смотрите рисунок 7.6 для ознакомления со схемой типичной настройки освещения портрета). Далее в этой главе будут приведены некоторые дополнительные методики настройки освещения портретов.


Это упрощенная схема типовой постройки освещения портрета

Вам не нужно использовать все источники освещения, которые я описываю в этом разделе, но хорошо бы знать о них и о том, как они используются. Запомните: эти отдельные источники освещения не обязательно должны быть устройствами вспышки или лампами. Например, вы можете использовать рефлектор, размещенный у камеры, чтобы направить свет в теневые места в качестве альтернативы заполняющего освещения.

Основной источник света


Основной, или ключевой, источник света - это первичный источник света, используемый для освещения портрета. Он может быть на самом деле единственным светом, который вы используете, или вы можете дополнить его другими источниками освещения. Основной источник света чаще всего устанавливается напротив объекта и с одной стороны от фотоаппарата. Некоторые виды освещения требуют, чтобы основной свет устанавливался сравнительно высоко, выше уровня глаз объекта или более низко, на уровне глаз. Вы обычно не захотите помещать основной свет ниже, чем на данном уровне.
Размещенный с одной стороны, основной источник света становится боковым светом, который освещает одну сторону, или профиль, объекта, который освещается светом. Размещенный за объектом, основной источник света может создать эффект силуэта, если не используется никаких других источников освещения, или эффект подсветки, если используется дополнительное освещение, освещающее предмет с передней стороны. Я кратко опишу здесь, как создавать эффекты освещения с помощью основного источника света.

Заполняющее освещение


Заполняющее освещение является обычно вторым наиболее мощным источником света, используемым для освещения портрета. Заполняющее освещение осветляет тени, оставляемые основным светом. Отношение между основным и заполняющим освещением частично определяет контрастность сцены. Если основное и заполняющее освещение практически одинаковы, изображение будет иметь относительно низкую контрастность. Если основной источник света более мощный, чем источник заполняющего освещения, тени будут более темными, и изображение будет иметь более высокий контраст.
Заполняющее освещение чаще всего устанавливается около фотоаппарата, так что оно заполняет тени, создаваемые основным источником света, которые фотоаппарат видит.

Совет.
В справочниках по освещению вы часто увидите ссылки на коэффициенты освещения, которые сравнивают относительную интенсивность основного света с интенсивностью заполняющего света. Профессиональные фотографы могут вычислить эти коэффициенты с помощью устройства под названием измеритель вспышки, который является измерителем света, измеряющим краткое освещение, распространяемое устройством вспышки. Цель этого измерения заключается не в вычислении коэффициента для некоторой тайной цели, а в том, чтобы увидеть, дополняют ли основное и заполняющее освещение друг друга желаемым способом для создания высококонтрастного или низкоконтрастного изображения. Если вы используете лампы накаливания или вспышку с моделирующими лампами, вы можете оценить отношение визуально.

Освещение фона


Лампа, освещающая фон, является другим широко распространенным источт ком света, используемым в портретах. Эта лампа используется для определени степени контраста между объектом и фоном, а также может создавать интерес ные эффекты освещения фона. Вы можете даже поворачивать освещение фон на обратную сторону объекта для создания ореола или эффекта подсветки.

Освещение волос


Освещение волос обычно представляет собой небольшое освещение, направленное на волосы объекта для обеспечения привлекательного подчеркивания сил) эта объекта. Часто, чтобы удержать освещение волос от падения вниз на лицо объекта, используется тубус или шторка осветительного прибора. Освещение волос должно тщательно контролироваться, так чтобы оно не формировало передержанный участок на голове объекта.

Техники освещения


Хотя я опишу здесь каждую из наиболее распространенных техник освещения вы захотите настроить некоторые виды освещения самостоятельно и увидеть, как они работают. Позже в этой главе я предоставлю схему, которая показывает, как достигнуть определенного эффекта.

Короткое освещение


Короткое освещение, также называемое узким освещением, создается, когда основной источник света освещает лицо, отвернувшееся от фотоаппарата, как показано на рисунке 7.7. Это очень распространенная техника, которая может использоваться при съемке мужчин, женщин и детей.


При коротком освещении свет основного источника, направленный прямо из местоположения фотокамеры, освещает одну сторону лица

Этот тип освещения подчеркивает контуры лица, так что это отличная техника акцентирования «интересных» лиц. Она также делает лица более узкими, так что люди с пухлыми или круглыми лицами будут смотреться лучше при коротком освещении. Используйте слабое заполняющее освещение для мужчин, чтобы создать мужественный вид.

Широкое освещение


Широкое освещение противоположно короткому освещению. Основной свет освещает сторону лица, которая повернута по отношению к камере. Оно уменьшает акцент на текстуре лица (подросткам может понравиться этот эффект) и делает шире узкие или тонкие лица. На рисунке 7.8 показан тот же объект, что изображен на рисунке 7.7, но с широким освещением вместо короткого.


Широкое освещение расширяет узкие или тонкие лица, подчеркивая сторону лица, повернутую к фотоаппарату

Освещение «бабочка»


Освещение «бабочка» является одним из оригинальных эффектов освещения, подчеркивающих привлекательность объекта. Основной свет устанавливается непосредственно напротив лица выше уровня глаз и бросает тень ниже уровня носа. Это великолепная техника освещения, используемая при съемке женщин. Освещение «бабочка» подчеркивает уши, что делает его неподходящим для мужчин и женщин, чья прическа представляет собой волосы, стянутые сзади и открывающие уши. На рисунке 7.9 показан портрет с базовой техникой освещения «бабочка» слева и конечный результат с добавлением небольшой диффузии справа. Обратите внимание, что уши не были проблемой на этом портрете, поскольку они спрятаны за волосами модели.

Рембрандтовское освещение


Рембрандтовское освещение является другой льстивой техникой освещения, ко торая больше подходит для мужчин. Основной свет устанавливается высоко и освещает сторону лица, которая отвернута от фотоаппарата. Сторона лица, по вернутая к камере, будет частично в тени; обычно под глазом, ближайшим к камере, будет затемнена приблизительно треугольная область, как показано на рисунке 7.10.


Освещение «бабочка» было одним из первых эффектов освещения, повышающих привлекательность объекта


Рембрандтовское освещение придает портрету сходство с работами старых мастеров

Боковое освещение


Боковое освещение освещает только одну сторону лица и хорошо для фотографирования профилей. Вы также можете получить впечатляющие фотографии половины лица, если ваш объект освещается с одной стороны, но повернут лицом к камере. Количество заполняющего света определяет, насколько драматичен этот эффект. Для рисунка 7.11 я не использовал никакого заполняющего освещения или освещения фона совсем, создавая этот профиль.


Боковое освещение можем создать впечапгпяющие фотографии профилей

Подсветка


При фотографировании с подсветкой наибольшее освещение направлено на фон за объектом и на самом деле не столько освещает объект, сколько очерчивает его края. Используйте дополнительное заполняющее освещение для подчеркивания деталей переднего плана. Для рисунка 7.12 я сделал портрет девушки, установив лампу за ее головой. Существующее комнатное освещение было достаточным, чтобы осветить ее лицо. Камера была установлена на штативе для сравнительно длительной экспозиции длиной 1/2 секунды.


Подсветка помогает очертить края объекта портрета

Источник.

11 комментариев

avatar
  • Itex David
  • 10 января 2009, 00:44
Еще бы в картинках все это увидеть, был бы очень признателен
avatar
  • timursun Тимур
  • 10 января 2009, 01:29
Да, примеров бы…
avatar
  • dzeban Александр
  • 10 января 2009, 21:22
И правда, приведите примеры фотографий для каждого типа и, если можно, то схему расположения источников света, а то фраза «Теперь переместим источник вниз с любой из сторон» дает не очень много информации о расположении.
avatar
  • espanol Андрей
  • 13 января 2009, 21:32
для правильного выбора точки съемки и постановки композиции, фотографу нужно развитое воображение. развивайте ;)
примеры не привел, так как в первоисточнике не было примеров. а искать сейчас отдельно для каждого типа времени нет. кто найдет — буду благодарен :)
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 10 января 2009, 22:15
В первоисточнике картинок нет и тут не будет...
Из предложенного автором я знал ток две схемы, мне хватает с головой, т.к. остальное — производное. Первая «гламурная» софт сверху, отражатель снизу. Вторая 45 градусов вверх и в сторону, таким образом чтоб тень от носа ложилась в складку щеки отходящею от носа к краю губы, а под глазом теневой стороны вырисовывался световой треугольник почти как на моей аваторке (правда там светлую сторону затенил тапарат)
avatar
  • Itex David
  • 11 января 2009, 01:53
ну можно было бы, хотя бы примеры фотографий
avatar
  • gramilla Владимир
  • 12 января 2009, 22:13
да… примеров действительно не хватает…
avatar
  • sadfuzzy Денис Савицкий
  • 13 января 2009, 00:33
а примеры сделайте пожалуйста ) картинки имеется ввиду
avatar
  • Erian Антон
  • 15 января 2009, 18:04
Уважаемый автор дайте примеры хоть в яндексе вбейте методы съемок наверняка что нить найдется или попросите первоисточник привести их.
avatar
  • Ready Андрей
  • 15 января 2009, 18:14
Примеры можно найти здесь.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 15 января 2009, 18:47
При беглом осмотре, приведенный материал в достаточной мере подробный и должен ответить, если не на все вопросы связанные со световыми схемами в портрете, то по край немере на добрую половину точно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.