avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Узнаём о экспозиции — «треугольник» экспозиции

Брайан Петерсон написал книгу, названную «Понимание экспозиции», которую стоит прочитать, если вы хотите попробовать перейти с автоматического режима вашей цифровой камеры на ручной и поэкспериментировать с настройками.



В ней он отобразил три главных элемента, называемые "треугольником экспозиции", которые необходимо учитывать при работе с экспозицией.

Каждый из трех элементов треугольника имеют отношение к свету и тому, как он проникает и взаимодействует с камерой. Вот эти три элемента:


ISO — единица измерения чувствительности матрицы цифровой камеры к свету;
Диафрагма — величина открытия объектива в момент съемки;
Выдержка — интервал времени, в течение которого затвор открыт.

Экспозиция изображения получается из пересечения этих трех элементов.

Самое главное — изменение одного элемента будет влиять на другие. Это означает, что вы никогда не сможете отделить только один элемент, всегда нужно помнить об остальных.

Несколько метафор для понимания треугольника экспозиции в цифровой фотографии:


Многие люди описывают отношения между ISO, диафрагмой и выдержкой, используя метафоры для лучшего понимания. Позвольте и мне поделиться парой таких метафор. И сразу предупрежу — как и многие другие метафоры, эти далеки от идеала и нужны только для иллюстрирования.

Окно



Представьте, что ваша камера — это окно с жалюзи, которые открываются и закрываются.

Диафрагма — это размер окна. Чем больше окно, тем больше света оно пропускает, и тем светлее комната.

Выдержка — это время, в течение которого открыты жалюзи. Чем дольше вы держите жалюзи открытыми, тем дольше свет будет поступать в комнату.

Теперь представьте, что вы внутри комнаты и надели солнечные очки (надеюсь, это не сильно фантастично?). Ваши глаза становятся менее восприимчивы к поступающему в комнату свету (как при низком значении ISO).

Есть несколько путей для увеличения количества света, поступающего в комнату (или, насколько я знаю, что есть). Вы можете увеличить время открытия жалюзи (увеличить выдержку), можете увеличить размер окна (открыть диафрагму) или можете снять солнцезащитные очки (увеличить значение ISO).

Хорошо, это не идеальная иллюстрация, но сам принцип вы должны понять.

Солнцепёк



Другой способ, которым со мной поделился друг, заключается в том, чтобы думать об экспозиции как о загаре.

Я в детстве хотел получить хороший загар, но у меня была очень чувствительная кожа, поэтому цель не была достигнута. Я всегда сгорал, когда выходил на солнце. В каком-то смысле, ваш тип кожи как значение ISO. Некоторые люди более чувствительны к солнцу, нежели другие.

Выдерка в этой метафоре есть время, которое вы находитесь под солнцем. Чем дольше вы находитесь на солнце, тем больше шансов хорошо загореть (конечно, если пересидеть, то можно конкретно обгореть).

Диафрагма как защитный крем, который вы наносите на свою кожу. Солнцезащитный крем защищает от солнца по разному в зависимости от своей силы. Нанесение на кожу крема для сильной защиты уменьшит количество солнечных лучей, попадающих на кожу — таким образом человек с чувствительной кожей сможет дольше находиться на солнце. (т.е. при закрывании диафрагмы вам придется увеличить выдержку и/или понизить ISO).

Как я уже сказал, ни одна метафора не идеальна, но обе свидетельствуют о взаимосвязи выдержки, диафрагмы и ISO в вашей цифровой камере.

К слову: третья метафора, о которой я слышал, использует садовый шланг (толщина шланга — диафрагма, длинна — выдержка, а напор — значение ISO).

Соберем все вместе


Овладение искусством экспозиции это то, что занимает много практики. Во многих случаях это ловкость рук, и многие профессиональные фотографы экспериментируют и выставляют настройки по ходу. Помните, что изменение каждого элемента влияет не только на экспозицию снимка, но и на другие его параметры (т.е. изменение диафрагмы влияет на глубину резкости, изменение ISO влияет на зернистость снмика, а изменение выдержки влияет на то, как сфотографируется движение).

Великая заслуга цифровых камер заключается в том, что они являются идеальным полигоном для изучения экспозиции. Вы можете отснять сколько угодно кадров совершенно бесплатно, а так же не только снимать в Автоматическом и Ручном режимах. В большинстве случаев камеры имеют полуавтоматические режимы приоритета диафрагмы и приоритеты выдержки, в которых камера позволит вам выставить один из элементов треугольника, а остальные подберет сама.

Можно много говорить о каждом из трех элементов треугольника экспозиции. Я уже написал пост о ISO, на ФМ² можно найти информацию и про другие элементы.

Оригинал (Английский): Learning about Exposure - The Exposure Triangle
Перевод: © Владимир Котельников, DrGum, Ready .

5 комментариев

avatar
  • kosmos111 Константин
  • 20 декабря 2008, 19:24
Нда, треугольник эт здорово) Я обычно себе представляю, при равных прочих, выдержку и диафрагму, как экспопару. Причем экспопару, которая не является еденичной для данного условия, как один из вариантов. То есть, как некую линеечку, с возможными вариантами экспопар. А повышение/понижение ИСО на ступень, как точно такую же линеечку, но сдвинотую соответствено на ступень. Вот!
avatar
  • Kotelnikov Владимир Котельников
  • 20 декабря 2008, 19:26
собственно, на Зенитах со встроенным экспонометром была заветная крутилка, на которой выставляешь сначала ISO, а потом в зависимости от показаний экспонометра получаешь готовые пары выдержки и диафрагмы. :)
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 20 декабря 2008, 19:29
А я то думаю, откуда у меня такое представление, а оно оказывается внушено Красногорским оптико-механическим заводом… Точно!)))
avatar
  • samson Сергей
  • 22 декабря 2008, 17:15
Да да! точно :)))
avatar
  • offchar
  • 31 декабря 2008, 22:42
Спасибо за перевод) Зная базовые моменты, остается только довериться тому парню, обладателю внутреннего голоса и не бояться экспериментировать)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.