avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Adobe Camera Raw, или о том, как получить от фотографии всё!

Raw урок
Прежде, чем я перейду непосредственно к делу и расскажу о работе с конвертером Adobe Camera Raw, хотелось бы сделать небольшое вступление и объяснить, какую именно цель я преследую в создании этой статьи и на кого она сориентирована.
В первую очередь, хочу отметить, что цели рассказать абсолютно всё, что я знаю о работе с этим конвертером (далее – ACR) у меня нет. Для этого потребовалось бы слишком много времени, да и сил. К тому же, хоть я и знаю многое, но явно далеко не все. Да и источников, чтобы почерпнуть доскональную и гарантированно правильную информацию о работе с этой программой, и без меня хватает. Например, очень неплохой учебник “Adobe Photoshop CS3 for Photographers”, который написал Martin Evening.
Моей же целью является дать самые необходимые основы и раскрыть работу с наиболее востребованными (с моей точки зрения) инструментами ACR, чтобы любой новичок, до сих пор не решавшийся снимать в RAW и работать с ним, прочитав эту статью, понял, что дело это, на самом деле, довольно простое, а главное – чрезвычайно удобное и полезное.

RAW - (c англ. – “cырой») формат данных, содержащий необработанную информацию и позволяющий избежать ее потерь. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале. В цифровой фотографии под форматом RAW понимают данные, полученные без обработки напрямую с матрицы фотокамеры. Статья по теме в Википедии.

Практически любая современная цифровая камера имеет возможность снимать (а точнее - записывать полученную информацию) в формате JPG и RAW. Главное отличие этих двух форматов заключатеся в том, что JPG - это результат обработки полученных данных самой камерой и как следствие ужатое и с массой потерянной информации изображение, а RAW - это вся информация полностью, что поступила на матрицу камеры в процессе съемки. Как правило, умные современные фотокамеры справляются с обработкой информации довольно прилично и выдают в виде JPG вполне приемлемый результат, но все же за редким исключением они не могу это сделать лучше, чем мы, гораздо более умные люди. :) Так что, перефразирую знаменитую мичуринскую фразу: "Не будем ждать милости от цифровой техники, наша цель - взять ее самим!"

Итак, приступим...

Открываем необходимый RAW (далее "рав") в Фотошопе и перед нами разворачивается такое окно:

Workflow Options - Для начала следует определиться с Workflow Options (по клику на помеченную красным строку под фото). Необходимо выбрать, в каком цветовом пространстве (Space) мы будем работать (если фотография будет печататься, то выбираем Adobe RGB 1998, если файл вам нужен исключительно для web-применений, то sRGB вполне достаточно), а также выбрать глубину (Depth), размер (Size) и разрешение (Resolution) нашего будущего файла. Хочу отметить, что конвертировать в более широком пространстве, при большой глубине, максимальных размерах и разрешении, конечно, лучше всего для качества конечного результата, но не следует забывать, что все это выдаст нам в итоге файл довольно внушительного размера (50-70 Мб в среднем), а место на жестком диске не резиновое. Так что будем разумны и постараемся соотносить свои потребности с необходимостью.

Управление данными конвертации - В правой части панели управления в строке рядом с надписью Basic есть довольно неприметная кнопочка, а между тем за ней прячутся очень удобные и необходимые функции. С их помощью мы можем сохранять данные любой конвертации, а затем с помощью одного клика применять их к любому другому раву. По умолчанию все данные конвертации сохраняются в небольшой файлик формата .xmp, который автоматически сохраняется в папку, где лежит конвертируемый рав. Если это не происходит (вы могли, например, отменить эту функцию), то данные можно сохранить, нажав на Save Settings... В будущем же, при желании применить сохраненные данные к любому другому раву, достаточно загрузить соотвествующий .xmp файл через функцию Load Setting...
Также ACR дает возможность конвертировать и вносить изменения одновременно в большое количество равов, но об этом я расскажу немного позднее.

White Balance Tool - Прежде, чем мы перейдем к следующей части, хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент - инструмент изменения баланса белого. Это пипетка, которая работает по тому же принципу, что и серая пипетка в Curves в Фотошопе.
. Инструмент очень полезный при каких-то спорных моментах с балансом белого или, например, при конвертации инфракрасных изображений.

Хоть White Balance Tool и удобен, но все-таки основной инструмент изменения баланса белого, а также много другого чрезвычайно полезного находится в другом месте. Для этого снова перейдем к правой, основной части панелей инструментов Basic:

White Balance - В этом разворачивающемся окошке можно выбрать несколько стандартных автоматических установок баланса белого, которые также есть у любой фотокамеры. Следует учитывать, что, несмотря на "стандартность", они могут довольно существенно разниться от камеры к камере и от программы к программе и, что самое главное, далеко не всегда соответствовать истинному положению вещей, то есть установки эти сильно усредненные и приблизительные.
Всегда можно попробовать нажать на вариант Auto, не так уж редко он выдает вполне приемлемый результат. Ну, а если вам не подошли ничего из предложенного, то в вашем распоряжении есть инструменты ручного выставления баланса белого - Temperature и Tint. Ну, и опять-таки не забываем о пипетке White Balance Tool!

Exposure - Один из самых главных инструментов конвертера. С его помощью можно сделать существенную экспокоррекцию имеющегося кадра. Например, мой портрет совы довольно заметно недоэкспонирован (темноват), что легко исправляется при помощи движения рычажка в плюс. В случае, если кадр переэкспонирован (пересвечен), это исправляется движением рычажка в минус. Отслеживайте изменения по превью фотографии - пересвеченные фрагменты будут заполняться красным цветом, что очень удобно и наглядно.

Recovery - У моей совы белое оперение, а белый цвет очень легко уходит в пересвет. Так, поправив экспозицию в плюс, я получила явные пересветы в кое-каких местах на перьях. Чтобы исправить это, воспользуемся во истину чудесным инструментом Recovery. Он позволяет расширить динамический диапазон фотографии еще в процессе элементарной конвертации рава, убирая пересветы в необходимых местах, (почти) не затрагивая при этом остальные части кадра.

Fill light - Второй инструмент, помогающий в расширении динамического диапазона. С его помощью при необходимости можно высветлить излишне темные участки в тенях, (почти) не затрагивая остальные фрагменты фотографии. Хочу обратить ваше внимание на то, что с инструментами Fill light и Recovery следует обращаться аккуратно и не терять чувство меры, так как, переусредствова с их применением, можно легко получить некрасивые, плоские и шумные фотографии. При правильном же и умеренном использовании этим инструментам нет цены!

Clarity - Еще один чудесный инструмент, с помощью которого можно повысить тональный контраст изображения (повысить микроконтраст и получить бОльшую детализацию) или же, наоборот, снизить его, получив подобие эффекта "софт фокус". Но осторожно! Чрезмерное употребление, можно пагубно сказаться на изображении - полезут шумы и артефакты, особенно заметные на зонах вне фокуса, или же легко пропадут детали в наименее контрастных зонах снимка.

Vibrance - Очень славный, на мой взгляд, инструмент, который мне лично полностью заменил инструмент Saturation. Вся его прелесть заключается в том, что он повышает насыщенность цвета лишь выборочно и только в тех зонах, что уже являются наиболее выделяющимися и яркими, (почти) не затрагивая более спокойных (фоновых) тонов.

Теперь перейдем к следующей страничке - Tone Curve.
Все, что касается контраста (и косвенно - цвета) можно доработать здесь, работая непосредственно с графиком гистограммы и отдельными зонами света, теней и полутонов. Принцип работы тот же, что и в Curves самого Фотошопа, но в том числе и более упрощенный.
Если работать со второй закладкой Point, то мы получаем тот же график, в котором можно работать по любым произвольным точкам, как и в Фотошопе.
А вот в закладке Paramtric изменение данных производится с помощью изменения значений по четырем пунктам (света в двух значениях и теней тоже в двух значениях). Для людей, не очень хорошо чувствующих фотошоповские Curves, закладка Paramеtric должна быть гораздо более очевидна и интуитивно понятна.

В более ранних версиях ACR функция Point, к сожалению, довольно сильно глючила и пользоваться ей было практически невозможно (быть может, это было только у меня, не знаю). Так что, немного позлившись и поплевавшись, я привыкла использовать функции Paramеtric. В последней же имеющейся у меня версии точки наконец-то заработали, но я уже настолько привыкла к работе с параметрами, что на автомате сначала иду в эту закладку, вношу изменения... а затем уже перелистываю на вторую и довожу окончательно по точкам графика. Насколько это имеет смысл, честно говоря, не знаю, но я уже привыкла работать именно так. :)

Двигаемся на следующую страничку - Detail. Здесь мы будем работать над резкостью изображения и бороться с шумами.

NB! Как справедливо гласит текст под инструментами, прежде, чем начать вносить какие-либо изменения в этом окне, увеличьте размер превью до 100% или выше, только так вы сможете достоверно отслеживать вносимые изменения.

Инструмент Noise Reduction состоит из двух частей - Luminance и Color. В первой вы работаете с подавлением яркостного шума, а во второй - цветового. Если в этом есть необходимось, в графе Color ползунок можно смело двигать чуть ли не до самого максимального значения, вреда от этого не будет. С Luminance же нужно быть осторожным - чем выше будет значение, тем сильнее будет падать общая резкость изображения. Впрочем, это можно несколько исправить.

Sharpening - с помощью этого инструмента можно существенно поднять резкость изображения. Действует он примерно по тому же принципу, что и наиболее популярный инструмент этой серии в Фотошопе - Unsharp Mask.
Про себя лично могу сказать, что использую этот инструмент в конвертере очень умеренно и чаще всего только в тех случаях, когда предварительно пришлось поработать с подавлением шумов.

Теперь переходим на HSL / Grayscale - наиболее важную часть по цветокоррекции в конвертере.
Здесь можно довольно гибко и быстро перевести изображение в черно-белый спектр, для этого достаточно поставить галочку рядом с надписью Convert to Grayscale. Мы же сейчас работаем с цветом, поэтому оставляем это мест нетронутым и переходим к закладкам инструмента HSL - интересную и, на мой взгляд, вполне удачню смесь фотошоповских Hue/Saturation, Selective Color и Channel Mixer.

Hue - Работая с разными цветовыми каналами, здесь можно выбрать оттенки любого из представленных цветов. Например, мне не хотелось, чтобы красный на фотографии отдавал в розовый, а желтый хотелось сделать немного более теплым - так я и подвинула соответствующие рычажки.

Saturation - По тому же принципу, что и в предыдущей части, здесь можно работать с насыщенностью различных цветов, не затрагивая при этом любые другие.

Luminance - Этот же инструмент позволяет изменять по каналам яркость цветов от более темного к более светлому, или наоборот.

Все эти инструменты очень наглядны и интуивно понятны. Но, как и в работе с большинством других инструментов конвертера, главное здесь, не терять чувство меры.

Итак, наше изображение уже почти готово, остались последние штрихи - исправление недочетов работы отпики, которые можно сделать в разделе Lens Corrections.

Chromatic Aberration, или хроматические аберрации - некрасивые цветные контуры, пятна и полосы, появившиеся в результате того, что объектив не всегда корректно может свести все три составляющие света (красный, зеленый и голубой) в одной точке на плоскости, регистрирующей изображение. Как правило, хроматические аберрации появляются в местах с наибольшим контрастам (например, по контуру темного предмета на светлом фоне). Статья по теме в Википедии.
Именно с этими неприятными явлениями можно бороться с помощью инструмента Chromatic Aberration. Увеличьте изображение до 100% и выше и, двигая ползунки туда-сюда, отслеживайте изменения в проблемных зонах снимка, пока не придете к оптимальному результату.

Lens Vignetting, или виньетирование объектива, что означает затемнение изображения по краям кадра. Статья по теме в Википедии.
Данный инструмент позволяет бороться с этими затемнениями или наоборот их создавать. Следует отметить, что проблема виньетирования в работе с современной оптикой встречается все реже и реже, поэтому инструментом этим чаще пользуются не для снижения, а увеличения показателя виньетирования. Этот художественный прием позволяет притемнить пустые или маловажные части кадра, привлечь больше внимания к центру, подчеркнуть главный объект и передать определенную атмосферу сюжета.


Ну что же, на этом с внесением изменений в параметры рава мы закончили...

Вот, что у меня получилось после того, как я проделала все выше перечисленные операции.
Гораздо симпатичнее чем то, что состряпала камера в JPG, не правда ли? :)


Итак, все готово, остается лишь нажать на последнюю кнопку:

Open Image - если вы хотите открыть файл непосредственно в Фотошопе и еще как-то доработать его.
Done - если вы хотите сохранить все параметры данной конвертации (в формате .xmp) для использования их в будущем . Каждый раз, как вы будете открывать данный уже отконвертированный рав, эти параметры автоматически будут к нему применяться. Так же эти параметры можно будет применить к любому другому раву, как было описано выше в части "Управление данными конвертации".
При нажатии Open Image все параметры конвертирования также автоматически сохраняются в .xmp файл.

Статья опубликована с разрешения автора статьи — bulk'и.
Оригинал статьи в ЖЖ.

15 комментариев

avatar
Хороший урок! Спасибо.
avatar
  • drunky Александр
  • 02 ноября 2008, 18:50
Большое спасибо!
avatar
Спасиб за урок)))
avatar
с удовольствием бы посмотрел два файла рядом с одинаковой обработкой в ЖПГе и РАВе, просто интересно разницу увидеть.
avatar
  • beoz
  • 10 декабря 2008, 18:12
И правда интересно. Все говорят, что рав лучше регулируется, и это заметно, но посмотреть бы что мужет сделать умеющий человек из одного и второго. А то ползунки практически те же самые, а результат разный.
avatar
вопрос не совсем корректный. ДЖИПЕГ это всегда как бы обработанный РАВ. И, следовательно, при одинаковых настройках получается одинаковый результат.
avatar
  • timursun Тимур
  • 11 декабря 2008, 09:49
Я думаю, что tonygreen имел ввиду такой случай:
Получаем 2 снимка: raw и jpeg (хоть даже из того же raw'а, с дефолтными настройками). Далее — над двумя снимками производятся какие-либо (лучше, чтоб аналогичные) изменения, направленные на то, чтоб сделать кадр лучше/красивее, убрать недочеты и т.п. И в результате увидеть, на сколько лучше эти изменения производить именно над raw, а не над jpeg.
avatar
Я всегда думал, что слово RAW читается как «Ро» [ro:], хотя кому как…
avatar
  • timursun Тимур
  • 11 декабря 2008, 12:58
Согласен. Но незнание, а скорее просто нежелание использовать столь неоднозначно звучащее (из курса физики помнится, что символом «Ро» обозначется плотность), не помешало автору написать столь интересный и познавательный пост :)

А вообще, лингвистическая грамотность, на мой взгляд, — это хорошо. Но не везде уместна.
avatar
Daffodil, а .html правильно читается «эйчтиэмэль» а не хтмэл.

Timursun спасибо за разъяснение, не думал, что можно как-то иначе понять написаное)

Zhikharev.ru т.о. ты утверждаешь, что нет смысла в обработке рава (ро:), так как в итоге выходить одно и тоже?
avatar
  • timursun Тимур
  • 11 декабря 2008, 13:16
Судя по ответу, мне так показалось :)
avatar
всегда есть уникальные люди)

Так кто — нибудь сделает это?
avatar
Замечательная статья. Огромное спасибо!
avatar
  • iteth Станислав
  • 25 января 2011, 01:39
изображения не изображаются)
avatar
  • iteth Станислав
  • 27 января 2011, 02:09
опоп опоп
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.