avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Съемка движущихся объектов. Пособие для начинающих



Фотографы по определению фиксируют и увековечивают лишь небольшой кусочек реальной жизни. Для наблюдателей результатов фототворчества не так много способов понять, что происходит до или после этого запечатленного момента. Однако некоторые фотографии просто нуждаются в том, чтобы придать им движения. Например, вы можете пожелать заснять бегущую собаку, несущийся поезд, или деревья, развевающиеся на ветру.Все эти сюжеты оживут на ваших фотографиях, если вы научитесь выражать движение должным образом.

Сегодня я расскажу вам как использовать различные значения выдержки и «проводку» для передачи движения в ваших фотографиях. Также, я упомяну проблемы, которые могут возникнуть при съемке, и предоставлю несколько способов их решения.

Несколько причин запечатлеть движение

Начинающие фотографы наверняка видели захватывающее фотографии с движущимися объектами, и многие хотели бы повторить подобное. Есть несколько путей для достижения этой цели, и у каждого пути свое собственное назначение. Иногда нужно размыть определенные элементы изображения и сфокусироваться на некоторых предметах на переднем плане. В других случаях же вы вообще можете захотеть зафиксировать все, или все размыть. Ваши способы зависят только от цели, которую вы преследуете.

Некоторые фотографы пытаются передать движение на фотографии просто для того, чтобы формально запечатлеть, что сфотографированный объект движется. Но есть и другие мотивы, которые могут побудить вас на это. Движение – отличный способ передать настроение. Шелест деревьев может погрузить наблюдателя в спокойствие и безмятежность, а городская толчея – в состояние суеты.

Также, движение можно использовать для отвлечения наблюдателя от посторонних и случайных предметов, которые могут мешать восприятию цельной композиции. Например, вы хотите сфотографировать человека, стоящего на тротуаре, и машину, едущую позади него.Вы можете помочь наблюдателю сфокусировать свое внимание на главном объекте, если размоете все за исключением его самого.

Две основные техники съемки движения

Главную роль при съемке движущегося объекта играют значения выдержки. Чем быстрее выдержка, тем более резким будет фокус на предмете съемки. Сейчас мы рассмотрим два разных способа использования выдержки.

Размытый предмет с фоном в фокусе


Давайте представим, что вы снимете разгоняющийся поезд на фоне деревьев. Вы можете размыть поезд и оставить деревья в фокусе, что позволит наблюдателю думать, что поезд движется действительно быстро. Для достижения этой цели нужно использовать медленную выдержку. ( Очень важно использовать штатив, чтобы избежать дрожания камеры). Фотографы очень любят использовать этот способ для съемки ночных автострад, как вы можете видеть на примере выше.


Размытый фон с предметом в фокусе

Вторая техника держит предмет в фокусе, размывая фон. На примере с поездом ( на фото выше) мы можем представить, что было бы, если бы размыли деревья, а поезд сделали бы резким. Это так же хорошо передает движение, и так же требует медленной выдержки. Однако вместо штатива вы будете использовать проводку.

Что означает «проводка»?



Начинающих фотографов часто учат держать камеру в руках настолько неподвижно, насколько это возможно. В большинстве случаев это действительно целесообразно, но в нашем случае, «проводка» требует двигать камеру вместе с движением снимаемого предмета. Другими словами, необходимо согласовать скорость и направление движения предмета со скоростью и направлением движения вашей камеры.

Возвращаясь к примеру с поездом, представим мужчину на велосипеде, едущего с востока на запад. В этом случае вы должны провести камеру в том же направлении, согласуя скорость движения ваших рук со скоростью движения велосипеда. Лучше всего получится, если вы четко видете движение объекта и имеете достаточно места, что бы сдвигать камеру по парралельной к нему оси.

Проводка может быть действительно сложным делом. Вы можете попрактиковаться и отточить свою технику, фотографируя быстро движущихся спортсменов, баскетболистов например. Попытайтесь запечатлеть выражения их лиц, размывая все остальное. Получится не с первого раза, но когда вы войдете во вкус, эта техника может стать весомым дополнением к вашему репертуару.

Другие техники

Кроме описанных выше основных техник, вы так же можете зафиксировать все что находиться в поле зрения, или все это же и размыть. Фиксирование всего, что находится на снимке может придать вашим фотографиям неповторимый облик, особенно если объекты предполагают движение. Хороший пример – птица, летящая на фоне водопада. «Замораживание» в таком случае может помочь создать действительно непередаваемые снимки.Однако, чтобы снимать для подобного жанра выдержка должна иметь значение по крайне мере 1/1000.



Когда фото предполагает яркие, контрастные цвета, или оттенки серого, можно использовать размытие всего, что есть на снимке. В большинстве случаев этот прием используется исключительно для художественных целей.

Другой любопытный и эффективный способ передачи движения в фото называется «хроно-фотографией».



Используя функцию непрерывной съемки на своей камере, вы можете снять серию снимков и на этапе пост-обработки слить их в единое целое для получения результата, который показан на фото выше. Конечно же, для съемок подобного рода непременно понадобиться штатив.



«Правильная» выдержка?

Многие новички задаются вопросом о «правильных значениях» выдержки, однако здесь трудно дать универсальные советы, потому как каждая ситуация уникальна. Что бы примерно представить диапазон значений выдержки, попытайтесь задать себе следующие вопросы :

1. Насколько быстро двигается предмет съемки?
2. Насколько велико расстояение между камерой и предметом?
3. До какой степени вы хотите выразить движение в своей фотографии?

Чем быстрее выдержка, тем резче будет предмет. Большинство современных камер позволяет заморозить сцену, используя выдержку 1/8000 или даже быстрее. Как уже было сказано, подобные цифры могут служить только грубым и приближенным примером. Чтобы добится нужного вам результата, нет иного пути, кроме как экспериментировать.

Потенциальная проблема: Пересвет

Когда вы понижаете скорость выдержки чтобы размыть что-то на фото, есть вероятность, что на фото попадет слишком много света и испортит его. Это распостранненая проблема, однако есть несколько способов ее избежать. Во-первых, проверьте значение диафрагмы на вашей камере. Чем больше это значение, тем больше вероятность пересвета.Попробуйте уменьшить диафрагму. Во-вторых, проверьте значения ISO. Если оно чересчур высоко, то матрица камеры будет излишне светочувствительна. Кроме пересвета, высокое ISO как побочный результат может привести к повышению уровня шума.

Овладение искусством съемки движения

Как и любые другие фотографические навыки, съемка движущихся объектов требует практики и опыта. Нужно некоторое время, чтобы понять, как выдержка влияет на качество ваших работ. Даже если вы просто снимаете со штатива, настройка выдержки для съемок быстро-движущегося объекта может быть достаточно непростым делом. Подобные съемки — это как искусство, так и техничность. Дерзайте, и все получится!

13 комментариев

avatar
  • exdeniz Игорь
  • 17 декабря 2008, 14:14
Спасибо — как раз предстоит снимать танцы.
avatar
клевое выражение «Скорость выдержки»

хорошая статья.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 17 декабря 2008, 15:31
Для эксперементов с выдержкой рекомендую 1/15, как отправную точку. Недостаточно размытия — увеличиваем время экспонирования 1/10, 1/4, 1/2 и т.д. Хочется чуть порезче, обратно укорачиваем выбержку 1/30, 1/60, 1/125 и т.д. По съемке с проводкой, ничего сложного нет. Для эксперемента, просим друга вспомнить урок физкультуры и выкинуть бычек. И так, друг бежит… Распологаем его в кадре так, чтобы передним оставалось хотябы 2/3 поля кадра и… И наченаем его вести, так что бы он постоянно находился в той части кадра где и должен. Поверте мне наслово, Вашему другу сложнее развивать запредельную скорость, чем вам отслеживать его в видоискатель. Нравится, друга гонять? Кнопку не забудте нажать, а то друг обидется за зря сброшенные каллории.
avatar
  • docik
  • 17 декабря 2008, 17:28
ваш коммент информативнее всего текста
avatar
спасибо. конкретные советы всегда лучше!
avatar
  • pxx Андрей
  • 17 декабря 2008, 16:44
Хорошая статья, но почему бы не вычитать текст перед публикацией? Хотя-бы вордом. Ошибки типа «непередОваемые» и отсутствие пробелов после точек портят восприятие.
avatar
  • _linux_ Антон
  • 17 декабря 2008, 17:11
спасибо за статью.
тепер буду знать о проводке.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 17 декабря 2008, 18:24
А есть еще такой способ передачи динамики в кадре, основанный на том что импульс пыхи по времени гораздо короче времени экспонирования. Применятся может при съемке динамичных сюжетов, при недостаточном освещении и точечных источниках на заднем плане, которые и будут размыватся. Ниже приведена фотография сделанная у друзей на свадьбе, где я не двигал камеру в доль воображаемой траектории, а поворачивал вокруг оси линзы.

Так же забыли еще такой приём придания динамики снимку как зум-эфект.
avatar
  • bruho Николай
  • 17 декабря 2008, 19:41
хмм… а я думал как они получают такие кадры на свадьбах =))
спасибо
avatar
  • Lilis Елена
  • 17 декабря 2008, 22:00
Это перевод, конечно тут есть не все. Еще забыли такой весьма специфично-студийный, но очень интересный способ, как съемка в темноте со вспышкой в режиме стробоскопа. Получается нечто похожее на хроно-фотографию.
avatar
  • Dk_bbg Димуля
  • 19 декабря 2008, 16:11
Интересно было бы почитать про хроно фотографию. Если есть желание напишите пожалуйста поподробнее про этот способ.
avatar
  • timursun Тимур
  • 24 июня 2009, 20:50
Всего пол года прошло, а фотки состарились и умерли…
avatar
  • Ready Андрей
  • 24 июня 2009, 21:06
Исправил.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.