avatar

Фотография

Статьи, советы, личный опыт в фотографии.

Ещё одна обзорная статья по объективам


Объектив для фотографа – это важнейший фотографический инструмент, которым можно решить, а можно не решить поставленные задачи. И от того, насколько успешно фотограф сделает правильный выбор, зависит и точность реализации поставленной задачи, и комфортность работы, и широта возможностей применения техники, и в конечном итоге творческое развитие самого фотографа.

Что же нужно для того, чтобы сделать правильный выбор? Первое - обладать информацией. Второе - понимать ее. И третье - умение обоснованно сделать вывод. Давайте начнем с самого начала, разделим объективы на группы и поговорим об их отличиях.

1. Для начала разделим все объективы на две большие группы: дискретные (имеют только одно фокусное расстояние, например, 24 мм, 50 мм, 200 мм и т.д.) и трансфокаторы, в просторечии зумы (имеют диапазон фокусных расстояний: 28- 70 мм, 70- 200 мм, 28- 300 мм). Преимущество дискретных объективов в малом весе и компактности, в большей светосиле, в более высоком качестве картинки при прочих равных условиях. Преимущество трансфокаторов – универсальность - один зум способен заменить несколько дискретных объективов - и оперативность, с которой возможна быстрая смена угла съемки.

2. Величина угла объективов определяет их назначение. Всю оптику можно разбить на несколько групп: широкоугольники (ф.р. от 12 до 35 мм), стандартные (ф.р. 40- 50 мм), портретные (ф.р. от 80 до 135 мм), телеобъективы (ф.р. от 200 мм и более). Также существуют объективы специального назначения: макро, фиш-ай, тилт, шифт. Применение объективов различных групп не строго определено. С изменением фокусного расстояния изменяется прежде всего перспектива изображения. Так что каждый фотограф решает, какую перспективу задать, строя кадр. Если Вы хотите увеличить пространство, то нужно использовать широкоугольный объектив. Обычное применение его - в пейзаже, архитектурной съемке. Но можно сделать и портрет, правда, с комическим эффектом, так как он дает некое геометрическое искажение. Объектив с ф.р. 50 мм (угол поля зрения 46 градусов, а именно такой угол поля зрения у человека) считается универсальным, так как им можно снять практически любой сюжет. Разве что за исключением удаленных объектов. Портретный диапазон выбран прежде всего так, потому что на этих ф.р. минимальны геометрические искажения, что важно при съемке портрета, и не так плотна перспектива изображения. Так что остается место для заднего плана. Телеобъективы используют для съемки удаленных объектов и для того, чтобы отсечь из кадра все лишнее. Здесь угол не очень большой (от 12 градусов и меньше), поэтому пространство сжимается довольно-таки плотно, акцентируя внимания на основном объекте съемки.

3. Основная характеристика объектива – фокусное расстояние. Но на этом выбор фотографа только начинается. Потому что остальные характеристики оптики обуславливают качество изображения. Все объективы можно условно разбить на три группы: бюджетная (цена до 6.000 рублей), средний класс (от 6.000 до 30.000 рублей) и профессиональные (в среднем от 20.000 до 60.000 рублей, но есть экземпляры ценою в хороший иностранный автомобиль). В чем же отличия в классе оптики, не считая цены? В оптических характеристиках, в прочности и надежности.

Бюджетная оптика характеризуется невысоким качеством линз (малая разрешающая способность, которая влияет на количество деталей в изображении; отсутствие линз, улучшающих качество изображения – асферических, низкодисперсных; оптика плохо держит контровый свет), малой светосилой (обычно в диапазоне f/4.0 – 5.6), легким пластиковым корпусом (плохо переносит удары, со временем возможно появление люфтов, что может сказаться и на качестве картинки). Очень непостоянное качество сборки. Два экземпляра одной и той же модели могут работать с довольно-таки большой разницей в качестве.

Объективы среднего класса, также относятся к любительской категории, но по сравнению с бюджетной оптикой у них улучшенные характеристики как линз, так и конструктива. Здесь в оптической схеме уже используются асферические и низкодисперсные элементы, увеличиваются вес и размеры, прочность корпуса, более высокая светосила, появляются дополнительные элементы, такие как ультразвуковой мотор для скоростной фокусировки, стабилизатор изображения для уменьшения эффекта шевеленки, улучшен конструктив (более плавный ход колец, внутренняя фокусировка). Обычно любительские объективы среднего класса отлично работают на определенных значениях ф.р. и диафрагмы. Например, объектив 75- 300 мм может давать очень приличную картинку на 135 мм и диафрагме 11 и «мылить» на 75 мм и диафрагме 4. Здесь нужно знать сильные и слабые значения конкретного объектива.

Профессиональные объективы характеризуются высокими оптическими характеристиками (большая разрешающая способность, высокая светосила, отличное чернение внутренних поверхностей, хорошо держат контровый свет, прекрасно работают на всем (!!!) диапазоне фокусных расстояний и значений диафрагмы). Корпус металлический, ударопрочный, иногда пылевлагозащитный, отсутствие люфтов, что сказывается на долговечности и точности работы. Всегда высокий уровень сборки.

Все разбиения между классами относилось к зум-объективам. Отдельно нужно сказать о дискретниках. Здесь не существует строгого распределения между бюджетным и средним классом. И качество лучших любительских дискретников можно сравнить с качеством профессиональных трансфокаторов. Определяется это существенно большей простотой расчета оптической схемы по сравнению с зумами. А, следовательно, использование меньшего количества линз в схеме, значит, и более низкой ценой. Поэтому, например, «полтинник», который стоит около 3.000 рублей, дает картинку лучше, чем зум-объектив ценою в 12.000 рублей. Да и светосила выше на пару ступеней. Плюс легкий и компактный. Но менее универсальный, что ограничивает круг его применения. Поэтому перед каждым фотографом встает весьма непростая задача: какую оптику купить к своему фотоаппарату. И тут нужно хорошо подумать! Давайте разбираться.

Для начала нужно сформулировать те задачи, которые вы будете решать вашей фототехникой.

  • Вы – фотолюбитель и хотите просто заменить мыльницу на зеркалку. Снимаете от случая к случаю, печатаете 10х15 см. Тогда Вам подойдет бюджетный зум-объектив, который идет в ките ко многим бюджетным зеркальным камерам. Его диапазон 28-80 (90) мм (для цифровых объективов 18- 55 мм), которого вполне достаточно и для съемки пейзажа, и для съемки портрета. Маленький, легкий с ценою около 3.000 рублей.
  • Вы – фотолюбитель, снимаете все подряд во время поездок, прогулок, печатаете фотографии 10х15 см, но иногда и 15х22 см. Основное требования к съемке - простота и универсальность. Выбор очевиден: Вам нужен один объектив с большой кратностью, так называемый гиперзум, например, 28- 200 мм (цена от 6.000 до 12.000 рублей). Старайтесь не гнаться за очень уж многократными объективами, помните, что оптические характеристики снижаются с увеличением кратности объектива.
  • Вы – фотолюбитель, но просто щелкать - это уже не для Вас. Вы строите композицию кадра, ревностно относитесь к качеству фотоснимка и собираетесь дальше развиваться в этом направлении. Тут одним объективов не отделаетесь. Выбор оптики во многом зависит от жанров, в которых вы работаете (оговорюсь, съемка не профессиональная). Такому фотографу можно посоветовать оптику среднего класса. Вариант 1: широкоугольник 17- 35 мм (около 12.000 р.), штатник 50 мм (от 3.000 р.) и телевик 70- 300 мм (от 6.000 до 14.000 р.). Вариант 2: широкоугольник (если нужно) 20 мм (около 10.000 р.), штатник 28-105(135) мм (от 6.000 до 14.000 р.) и телевик 70- 300 мм (от 6.000 до 14.000 р.). Если занимаетесь анималистикой, то можно приобрести относительно недорогой объектив с ф.р. до 500 мм (до 30.000 р.).
  • Вы еще фотолюбитель, но уже не мыслите свою жизнь без фотографии и из каждого кадра выжимаете максимум возможного. Печатаете фотографии размером 30х45 см. Тогда, если Вы ведете неспешную съемку, можно приобрести несколько дискретных объективов, скажем, 20 мм (10.000-13.000 р.), 50 мм (3.000-12.000), 100 мм (14.000 р.). Конечно же возможны варианты и комбинирование с трансфокаторами. Или, если вас не радует частая смена объективов, можно воспользоваться парой профессиональный зумов: 17- 40 мм (от 20.000 р.) и 70- 200 мм (от 20.000 р.), а ф.р., используя телеконвертер, можно увеличить до 400 мм. При втором варианте Вы потеряете в светосиле, но приобретете в надежности и универсальности объективов. Каждый выбирает для себя.
  • Вы – профессионал. Тогда вы сами знаете, что Вам нужно.

  • С появлением цифрозеркалок с неполным размером кадра появилась оптика, рассчитанная исключительно на них. Плюсы таких объективов – за относительно небольшие деньги Вы получаете широкий угол и компактные размеры. Минус – их нельзя использовать на полнокадровых фотоаппаратах.

    Многие задаются вопросом: покупать только «родные» объективы или можно использовать оптику независимых производителей. Она, как правило, дешевле. Но обеспечивает ли она такое же качество? Такой вопрос в принципе поставлен некорректно. Потому как фотографу не нужны абсолютные показатели объектива, ему важно, соответствует ли данная модель его критериям качества, удобства и цены. И если ответы положительные, то производитель не важен. Поэтому выбирайте объектив, а не производителя.

    Подводя итог, хочется пожелать коллегам больше внимания уделять творчеству, а не погоней за лейблами. Выбирая объектив, помните, что Вы покупаете инструмент, которым еще нужно научиться пользоваться. И выбор этот должен быть исключительно Вашим. Так что советы слушайте, но решайте сами.

    Автор Люлюкин Евгений.

    8 комментариев

    avatar
    • nekit Кит
    • 06 декабря 2008, 17:34
    Спасибо за статью. Но мне вот интересно было бы еще узнать про кроп-фактор. Как, что и почему влияет.
    Сколько читаю, осознать полностью все не могу:)
    avatar
    • WildCat Александр
    • 06 декабря 2008, 21:31
    Тут все просто. Если у вас кроп-матрица, т.е. меньше чем 35 мм, то из целого кадра, который проецирует обьектив, вырезается какая-то часть. Как например на этих снимках:

    http://www.digital-photo.ru/illustrations/lenses/DP_07_067_1.jpg

    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/80/Crop_Factor.JPG/600px-Crop_Factor.JPG

    В результате этого создается эффект увеличения. То есть на кропнутых матрицах один и тот же обектив рисует картинку с большим увеличеничем, чем на полноформатных матрицах. Надеюсь понятно обьяснил.

    Еще вот тут: http://www.digital-photo.ru/articles/detail.php? ID=99974
    avatar
    • nekit Кит
    • 07 декабря 2008, 10:52
    Спасибо, уже прочитал в статье photography.photomotion.ru/topic/86/
    Там все отлично написано. Странно только, что поиск по сайту её не показал.
    Кстати, там есть обалденная табличка:
    pic.ipicture.ru/uploads/081129/2401/dGaWZmkGux.jpg
    avatar
    • WildCat Александр
    • 07 декабря 2008, 11:51
    Табличка хоршая. А статейка таже как в последней моей ссылке.
    avatar
    • lonefur Андрей
    • 06 декабря 2008, 19:49
    >>и трансфокаторы, в просторечии зумы

    не совсем правильно. трансфокаторов нынче нет, есть вариообъективы.

    трансфокаторы — это зумы, у которых фокусное меняется дискретно. был т.н. правда, на память не приходит ни одна из моделей.
    а все нынешние современные зумы — это вариообъективы.
    avatar
    • lonefur Андрей
    • 06 декабря 2008, 19:50
    а, во, цитата с zenit.istra.ru/qa/qa-lenses.html :

    У вариообъектива изменение масштаба изображения осуществляется посредством непрерывного перемещения одного или нескольких компонентов вдоль оптической оси. Трансфокатор представляет собой систему, состоящую из афокальной панкратической насадки с переменным угловым увеличением и неподвижного объектива с постоянным фокусным расстоянием.
    avatar
    Спасибо за статью
    avatar
    • m81pavl
    • 08 декабря 2008, 10:04
    Даже на мой любительский взгляд, статья ещё сырая.

    «Преимущество дискретных объективов в малом весе и компактности»
    Некоторыми дискретниками убить можно! Так что дискретники разные бывают.

    «Всю оптику можно разбить на несколько групп:»
    Кроп-фактор влияет на это разбитие: стандартный объектив может стать телефото при кропе 2!

    «С изменением фокусного расстояния изменяется прежде всего перспектива изображения.»
    В идеале перспектива одна на всех — линейная. Нелинейную перспективу я даже представить не могу.

    «Но можно сделать и портрет, правда, с комическим эффектом, так как он дает некое геометрическое искажение.»
    В действительности такие «искажения» можно и глазом увидеть, с геометрией здесь всё в порядке. Нам только кажется, что это искажение.

    Вопрос с ценами на объективы — спорный.
    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.