avatar

Фототехника

Обсуждение/выбор фотоаппаратов, объективов и другой фототехники. Так же и советы по настройке оборудования.

Мобильный свет (моя редакция).




Есть фотографы, которые не снимают вообще, если условия съемки диктуют применение вспышки. Ну, что ж это их выбор. Современные системы, такие как Никон и Кэнон (про остальные не скажу, так как не пользовался, но знаю что тоже есть) позволяют использовать внешние вспышки не только как воткнутые в горячий башмак, но и как отдельные источники света отдаленные от камеры и фотографа, при этом использование проводов вовсе не обязательно. Т.е. такие вспышки работают в режиме удаленного ТТЛ согласования. Для этого используется одна вспышка в режиме «ведущая» (master) и почти любое количество в реме «ведомая» (slave) на практике не более трех. Синхронизация осуществляется по целому ряду предвспышек, которые в итоговой экспозиции не участвуют и человеческим глазом почти не заметны. Принцип работы согласованных ТТЛ вспышек предположительно следующий: управляющие импульсы от ведущей вспышки передаются на ведомые в период между полным нажатием на кнопку спуска затвора и полным открытием затвора. Последовательность работы беспроводного TTL режима выглядит примерно следующим образом:
= Фотограф нажимает на кнопку спуска затвора наполовину.
= Замеряется естественное освещение сцены.
= Фотограф нажимает на кнопку полностью.
= Ведущая вспышка посылает команду ведомым вспышкам группы A выполнить измерительную предвспышку.
= Все вспышки группы A производят предварительную предвспышку и камера запоминает значения освещенности используя оценочный замер.
= Ведущая вспышка посылает команду ведомым вспышкам группы B выполнить измерительную предвспышку.
= Все вспышки группы B производят предварительную предвспышку и камера запоминает значения освещенности используя оценочный замер.
= Ведущая вспышка посылает команду ведомым вспышкам группы C выполнить измерительную предвспышку.
= Все вспышки группы C производят предварительную предвспышку и камера запоминает значения освещенности используя оценочный замер.
= Камера рассчитывает конечную мощность излучения вспышек для сцены с учетом полученных предварительных данных от каждой группы, а также с учетом установленных фотографом соотношений компенсации экспозиции для разных групп.
= Камера поднимает зеркало и открывает затвор.
= Ведущая вспышка передает команду всем вспышкам зажечься одновременно.
= Все ведомые вспышки срабатывают с тем уровнем, который им передала ведущая вспышка.
= Камера закрывает затвор и опускает зеркало.

Плюсы:
+ малый вес, размер и мобильность (комплект студийных вспышек будет на порядок тяжелее и дольше собрать);
+ энергонезависимость (свои аккумуляторы в каждой вспышке);
+ беспроводная синхронизация;
+ управление мощностями внешних «ведомых» ведется с одной «ведущей» вспышки;

Минусы:
- цена одной вспышки;
- более меньшая мощность в сравнении со студийными моноблоками;
- аккумуляторы все-таки подвержены достаточно быстрой разрядке;
- нет нормального пилотного света
- применение насадок возможно, но это съедает итак не особо мощный импульс;

Рекомендации к применению:
Я бы рекомендовал такой свет на выездные съемки не требующие больших значений диафрагм (свыше 5.6) и для съемок одного двух человек в полный рост, но не группы. Так же при съемках в смешенном свете, применение желатиновых компенсационных фильтров. Для создания более интересных фотографий с объемным и красивым светом рекомендую обзавестись стойками и зонтами.

О возможностях:









Начну, пожалуй, с Никона. У Никона подобная работа вспышек называется Nikon Creative Lighting System (CLS). Эффективное расстояние при беспроводном управлении — 10 метров и 30 градусов влево или вправо от главного устройства при максимальном расстоянии, или 60 градусов при меньшем расстоянии. Преимущество этой системы состоит в том, что она позволяет одновременно управлять несколькими переносными вспышками, облегчает их размещение и предоставляет больше свободы для фотографа. Система имеет 4 канала, для того чтобы работающие в одном помещении фотографы не мешали друг другу. И поддерживает до 3 групп (количество устройств в группе неограниченно). При настройке системы в режиме i-TTL, ведущей вспышке можно задать поправку ± 3 стопа с шагом в 1/3 стопа, либо совсем отключить (т.е. в итоговой экспозиции она участвовать не будет, но командный режим за собой сохранит). Такие же поправки можно вводить и группам, отключать или вручную задавать мощность импульса.






Система беспроводного Е-ТТЛ управления Кэнон выглядит примерно также, но имеет другой принцип настройки групп. Управление производится выставлением соотношений мощностей между группами. Вы можете установить соотношение света производимого вспышкой между группами A и B. Это отношение A: B может иметь значение от 1:8 через 1:1 до 8:1 с полушаговым приращением — всего 13 шагов или 6 ступеней экспозиции.


Вспышки 550EX и 580EX позволяют также управлять третьей независимой группой вспышек, группой C. Компенсация группы C настраивается от -3 до +3 ступеней относительно A: B соотношения с шагом в 1/3 ступени. Маленькой особенностью так же является то, что использование 550EX или 580EX в качестве ведущей (независимо установлена ли она на камере или подключена к ней через кабель) по умолчанию включает ее в группу A. Если вы хотите изменить соотношение мощности ведомой вспышки относительно ведущей, не забудьте включить ведомую вспышку в группу B.
Ведущим устройством может быть внешняя вспышка (класса SB-800/SB-900 у Никона и 550EX/580EX у Кэнона), беспроводной трансмиттер (SU-800 и ST-E2 соответственно), так же встроенная вспышка (камеры Никон окрамя бюджетных).
































Ссылка на Никовскую брошюру посвещеную Creative Lighting System.

15 комментариев

avatar
  • timursun Тимур
  • 11 января 2009, 15:22
Спасибо! Полезно, да еще и с картинками! Получилось полезное «железное» продолжение предыдущего поста.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 11 января 2009, 15:51
Здесь старался сконцетрироватся имено на железки, но не на их использование. Т.е. не пытался объять не объятное.
avatar
А мне первая фотография откровенно не нравится. С фронта свет одной темпиратуры, сбоку — другой. Всё вместе — напоминает съёмку на мыльницу, когда фотограф о свете и не задумывается.
avatar
  • gramilla Владимир
  • 12 января 2009, 22:09
спасибо, подчеркнул для себя немного нового.
avatar
  • sadfuzzy Денис Савицкий
  • 13 января 2009, 00:31
Ссылка на Никовскую брашуру посвещеную Creative Lighting System.

поправьте пожалуйста «брошуру» .

спасибо, отличная статья.
avatar
Тогда уж на брошЮру
avatar
  • sadfuzzy Денис Савицкий
  • 28 января 2009, 10:41
да!)
avatar
Статья не понравилась. Она вводит в заблуждение. Свалены в одну кучу понятия «TTL согласование» и «синхронизация внекамерных вспышек». А это далеко не одно и то же. TTL согласование — это технология определения мощности импульса для каждой из групп вспышек с замером через объектив отраженного света предвспышки. Какое отношение это имеет к способу синхронизации с открытием затвора камеры? Практически никакого. Используемые синхронизаторы либо поддерживают TTL (iTTL, eTTL и пр. TTL), либо не поддерживают. Вот и все.

Статья описывает не мобильный свет вообще, а только подход к нему вендоров SLR. На самом деле существует масса способов поджечь внешние вспышки. От световой синхронизации, когда ведомая вспышка включается на свет от ведущей, до синхронизации по радио. И все, что нужно — это приемник на каждую внешнюю вспышку и передатчик в горячий башмак камеры.

Возможное отсутствие TTL при этом многими воспринимается как преимущество, поскольку он вносит в съемку элемент неконтролируемости. Представьте, поставили вы свет, снимаете серию… А там, где сюжет раскрыт, TTL освещение завалил; зато на неудачных кадрах экспозиция идеальна. Нравится? Кроме того, TTL замер происходит не мгновенно, многие на предвспышку реагируют, и на снимке объект с закрытыми глазами оказывается.

Ну и, если не нужен TTL, комплект обойдется много дешевле фирменного, поскольку при этом можно использовать абсолютно любые вспышки (лишь бы цветовую температуру «держали»), копеечные синхронизаторы и бюджетную камеру. Бонус — радиус действия сторонних синхронизаторов не ограничен пятью метрами.

В общем, интересующимся рекомендую к прочтению блог Сергея Родионова: http://8020photo.blogspot.com/
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 13 января 2009, 19:32
В общем Вы правы существует нищебродский вариант синхронизации любой пыхи т.н. оптическим триггером, можно радио (стоит дороже). Только не на каждой совкой пыхе стоит делитель мощности (я ни одной не встречал) и для грамотного пользования ими так или иначе необходим флэшометр, как и при студийной съемке. В общем и целом, все это превращается в геморрой без оперативного вмешательства в соотношение световых потоков, что в принципе является почти уникальностью описанного в статье света. Работать можно, но крайне неудобно.

>Свалены в одну кучу понятия «TTL согласование» и «синхронизация внекамерных вспышек». А так оно и есть, внекамерная синхронизация ТТЛ согласованных вспышек, в чем вопрос?
avatar
В чем вопрос? У меня нет вопросов, но синхронизация и TTL — это действительно разные вещи. Не понимаете — ваши проблемы.

Что касается «работать можно, но крайне не удобно». Опять же это ваша точка зрения. Я слышал ровно противоположное мнение: TTL замер только мешает работать, его предположения о правильной освещенности идут вразрез с моим замыслом и пр. И противоречия здесь нет, каждый работает как ему удобно.

Однако я считаю, что если пишите о портативном свете, то хотя бы упомяните об общепринятом подходе, тем более, что он существенно отличается от вашего, имеет свои преимущества и, естественно, недостатки. Мне не верите, сходите на strobist.com что ли…
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 13 января 2009, 22:09
Кстати, о закрытых глазах от предвспышек, есть такой режим рабы вспышек, как блокировка мощности, о нем я тоже забыл упомянуть. В этом режиме замер производится только один раз, все последующие вспышки делаются с первоначально рассчитанной мощностью. Проверял на кошке, ей не прикажешь не моргать и реакция глаз куда быстрее человеческих. Верите, не моргает.
avatar
Я знаю о существовании FV Lock. Вещь правильная. Может быть, стоит вставить о ней пару предложений в статью. А также добавить в описание алгоритма TTL замера явное указание на то, что он меряет отраженный cвет исключительно в центре кадра Этот факт в руководстве того же Nikon явно не отражен, можно проверить экспериментально, а также косвенно — как раз по описанию FV Lock: поместите объект в центре кадра, заблокируйте мощность bla-bla-bla, перекомпонуйте кадр. Согласитесь, эта милая особенность TTL существенно снижает оперативность работы, особенно если камера на штативе. Ну и очепятку явную исправьте в описании алгоритма: затвор открывается после TTL замера, а не перед.
avatar
я единственный, кто соотнеся картинку+название поста — надеялся здесь увидеть, как при помощи 10 мобильников сделать качественный свет?
avatar
На картинке видно, что это не мобильники, а вспышки ногой к центру. А характер теней на модели явно указывает, что в схеме освещения эти вспышки не использовались вовсе
avatar
мне понравились только цветы, на них очень мягкий и приятный свет:)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.