avatar

blinov-spb

Это его персональный блог.

Магия ч/б

Черно-белая фотография
Однажды увидел обложку авторитетного фотожурнала, которая гласила: «Все о черно-белой фотографии». Приобретя журнал, начал его с интересом изучать. Замечательные работы именитых фотографов, любителей. Технические хитрости обращения с фотоаппаратом для успешной работы в этом жанре. К тому моменту я находился в состоянии фанатизма, именно фанатизма, по черно-белой съемке и не смог пропустить строки в очередных рекомендациях. Они коротки, но они перечеркивают всю мою философию черно-белой фотосъемки.

1. Снимайте в цветном режиме, в ч/б переведёте потом в Photoshop.
2. Снимайте на низкой чувствительности матрицы или пленки, зерно потом добавите в Photoshop.


Больше всего меня удивило, что эти советы давал (по заявлению журнала) именитый фотограф!

Наш мир цветной и очень, очень и очень яркий. Для меня на черно-белом снимке глаз и утомленный цветом мозг отдыхают. Можно спокойно вглядеться в детали, в игру света, в композицию. Черно-белая фотография — это нечто магическое, что требует особого подхода.

Мой опыт работы с черно-белой съемкой мал, но я успел почувствовать ее магию. Признаюсь, работая с пленкой, у меня ничего не получалось. Приобретя цифру, я был счастлив, что могу пробами, ошибками, кадр за кадром добиться желаемого. В первую фотосессию я включил режим черно-белой съемки и сохранение файлов в RAW+JPEG. Результы я сразу видел в ч/б. И минута за минутой, кадр за кадром, мой глаз и мозг перестраивались на восприятие мира в черно-белом режиме. Именно так можно увидеть, что получается хорошо, а что ни к черту не годится. Потом я сохранил все фотографии в цвете и еще раз их все пересмотрел. Было очень интересно увидеть, что в цвете все совсем по-другому. Но черно-белые снимки получились вполне удачными.

Работая с низким освещением и установив чувствительность на максимум, я получал замечательные снимки с зерном, схожим с тем, что получается на пленке. Все вместе дает тот неповторимый результат, который искусственными приемам невозможно достигнуть.

Понять автора изложенных выше рекомендаций вполне можно, наш нынешний мир заполнен искусственным, синтетическим, масс-культура удачно все это потребляет. Но мое, лично мое, глубокое убеждение заключается в том, что, во-первых, в фотографию необходимо вкладывать душу, настроение, энергетику, а во-вторых, нужно делать это натурально, с минимальным применением синтетического, и только тогда результат тронет того, кто на нее посмотрит. А ведь это самое главное для тех, кто занимается фотографией.

Разные варианты «Зерна»:
Виды зерна

Разное восприятия фотогарафии в цвете и в черно-белом исполнении:
Разное восприятие

Использованы фотографии с сайта Blackborder.ru

21 комментарий

avatar
  • glucman Арчи
  • 15 марта 2009, 21:01
фото выше в цвете однозначно лучше. Это не те случаи когда ч/б усиливает эффект от фото.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 16 марта 2009, 00:50
Ну и что? Чем отличается цвет от ч/б? По мне, так ч/б лучше передает полутона. Действительно, там где цвет глушит полутона, ч/б их воспроизводит иным способом. Известный факт, что полутона в различных цветовых гаммах воспринимаются глазом по разному. Человеческий глаз наиболее восприимчив к лазурно-изумрудному спектру. Так же известно, что автоматика смешивает цвета усреднено, т.е. 33,3 на канал в RGB, что правильно с технической точки зрение, но не естественно с человеческой. Отсюда, простой перевод цветного снимка в ч/б посредством grayscale ни когда не даст той выразительности снимку, которая давалась применением ч/б пленки. Почему? Потому-то, ни одна пленка не способна смешивать RGB в пропорции 1/3 и мы к этому привыкли. Отсюда множество методов получения «правильного Ч/Б»…
avatar
Спасибо, за технические подробности и небольшой образовательный экскурс.

Для меня ч/б это в первую очередь контраст. Чистый, ни чем не подмешанный контраст черного и белого.
avatar
  • timursun Тимур
  • 16 марта 2009, 01:45
Что касается цифровых фотоаппаратов, в любом случае получается «синтетика». Изначально матрица улавливает цветное изображение. А то, что в JPEG сохраняется ч/б — это лишь аналогичное photoshop'у преобразование.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 16 марта 2009, 10:36
Вы чуть не правы: изначально матрица улавливает ч/б изображение. Это изначальное ч/б изображение с матрицы и есть RAW. Уже потом, при конвертации внутри камеры (или ПК) происходит восстановление цвета. На соображалку, что лучше конвертнет RAW-файл: Ваша камера или Ваш компьютер?

По идеи обесцвечивание внутри камеры осуществляется опять же аналогично режиму grayscale фотошопа, т.е. по 1/3 на канал. Тем не менее в некоторых камерах, в частности Сапог 20D, имеются фильтры для ч/б — желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый. Кстати, кто ни будь еще помнит, зачем применять в ч/б фотографии цветные фильтры?
avatar
  • timursun Тимур
  • 16 марта 2009, 12:33
Не совсем понимаю, если изначально RAW — в ч/б, то на основе чего восстанавливается цвет? Предполагаю, что матрица улавливает изображение изначально разбитым на 3 канала (если можно так сказать, 3 ч/б изображения), а впоследствии «собирает» из них одно цветное. И (имхо) фильтры тут нужны для изменения этой самой пропорции (1/3). Даже при конвертации в этот момент в ч/б, цветное изображение будет как бы промежуточным этапом всего преобразования.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 16 марта 2009, 16:07
Разрешите дать две ссылки которые ответят на некоторые вопросы по теме:
как устроина матрица [ www.photoscape.ru/handbook/camera/difference/ ]
и RAW-интерполяция [ www.photoscape.ru/handbook/raw/ ]
avatar
  • timursun Тимур
  • 16 марта 2009, 16:39
Спасибо за ссылки, полезно.
avatar
Спасибо! Очень познавательно.
avatar
И все же, хочу обратить внимание на то, что зерно сделанное в Photoshop работает не совсем корректно. Программа не учитывает особенности расположения и форму зерна.

Пленочное зерно имеет форму кристаллов, цифровое больше похоже на иней на стекле, а компьютерное — точки.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 16 марта 2009, 21:16
Естественно, цифровой шум матрицы и зерно пленки — две большие разницы. И грамотное приготовление этого самого зерна в цифровой фотографии требует определеннвх навыков и знаний. Есть спец.плагины фотошопа, есть даже специальные загатовки с реальной пленки, которые можно накладвывать как текстуру. Вот Вы к примеру знаете что зерно может проявлятся не равномерно, а в зависимости от полутона, т.е. в светах размер и интенсивность может отличатся от проявления в тенях. Так же добавление зерна в средних тонах может придать фактуру коже, которая была потерена ранее…
avatar
ХитрО! Буду иметь в виду!
Как много всего вы знаете!
Рад, что познакомился с вами!
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 17 марта 2009, 00:06
Спасибо, я просто интересуюсь и знаю далеко не все)))
avatar
из того, с чем приходилось работать, лучше всего зерно добавляет плагин Imagenomic RealGrain
avatar
Записал. Спасибо.
avatar
я считаю, что если снимать, то лучше сразу в чб, да и не все будет смотреться хорошо… природа, закаты, животные совсем не для чб, как мне кажется.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 31 марта 2009, 12:02
Вам так кажется…
avatar
  • Kasumi
  • 03 апреля 2009, 22:08
А помоему было бы обидно, когда получил хороший кадр, но испортил его поставленным сразу ч/б… По мне так удобнее спокойно изменить колорит в редакторе, если это понадобится.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 04 апреля 2009, 00:50
В ч/б не отвлекает цвет. И картинка на этапе съемкив в ч/б на ЖК может дать нужное восприятие. Снимайте jpeg(b&w)+RAW и проблем с востановлением цвета или смещения каналов небудет.
avatar
Спасибо огромное за отстаивание наиболее верной модели съемки ч/б. У нас с вами схожие взгляды на это.

Здесь важно именно восприятие окружающего мира в двутоне. А он значительно отличается от цветного.
avatar
  • kosmos111 Константин
  • 15 апреля 2009, 00:05
Пожалуйсто;)
На самом деле, нужно развивать чувства… Ч/б виденье, чуство экспозиции и компазиции… Умение снимать на вскидку и вслепую… И так, чтоб любой стаб бледнел...
Как так можно? Тренировки, тренировки и еще раз тренировки!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.