avatar

Wizzard_Rick

Это его персональный блог.

Тихий фотомусор


мы не можем не рассказать о безумном фотографе Мирославе Тихом. Сейчас об этом многие уже не помнят, наверное, но классическая литература подарила нам универсальный образ Настоящего Художника. Этот Художник должен был быть нищим, голодным, непременно безумным и всё своё время и внимание отдавать единственной страсти — Искусству. Непременно с большой буквы. Причем, это персонаж в маске автора понимал, что речь идёт об Искусстве, а сам Настоящий Художник не тратил время на рефлексию в общепринятых пошлых терминах — он просто творил и творил как одержимый, каковым, по сути, и являлся. Наше время более либерально, даже анархично и не навязывает нам единственно верного образа.

Сегодня настоящий художник — это, например, тот, кто хорошо продаётся, кого патронирует успешный галерист. Или настоящий художник — тот, кто выражает собственные чувства и эмоции в свободное от работы в офисе время. Человек, держащий нос по ветру и вовремя реагирующий тем или иным изобразительным рядом на финты социума, — тоже настоящий художник. Одержимый художник, живущий впроголодь и долбящий в одну точку мира, как дятел в кору, меньше интересует наше сытое время, но, тем не менее, за ним тоже оставлено право называться Настоящим. По меньшей мере, часть критиков непременно назовёт его так. Иные, правда, сойдутся на том, что речь всё же о маньяке и лузере. И третья часть заметит, что этот человек интересен не столько как художник, сколько как предмет искусства. Мирослав Тихий, о котором мы упомянули в начале этой записи, как раз такой — Настоящий Художник из прошлого, лузер и предмет искусства. На картинке в начале записи, если что, — его фотоаппарат.

Свои фотоаппараты он делал из мусора — из коробок, обрывков газет, картонных валиков, оставшихся от рулонов туалетной бумаги. Линзы он тоже делал сам — вытачивал из оргстекла и полировал зубной пастой. С этими убийственными мусорными камерами он, одетый в лохмотья, каждый день на протяжении многих лет выходил в город. Вот так это выглядело:




Мирослав фотографировал женщин. Ежедневно. Только женщин. Ходил по городу, выходил на пляж, заглядывал своими адскими объективами в окна. Каждый день он делал сто снимков. Вечером он на самодельном увеличителе делал с каждого снимка единственный отпечаток. Некоторые снимки Тихий доводил карандашом, наклеивал на картонки, заключал в рамки. За годы у него скопились тысячи расплывчатых чёрно-белых снимков. Сегодня их выставляют в лучших галереях мира и продают за десятки тысяч евро. Мирослав Тихий стал знаменитостью, но его это, судя по всему, не очень радует. Понятное дело, чувак разменял девятый десяток. Сейчас, когда мы пишем эту заметку о нём, он, возможно, вообще уже мёртв. Какова радость от известности, когда ты уже разваливаешься и сам похож на ужасную камеру, связанную грязными веревочками из груды мусора? В интервью, которое удалось найти в сети, Мирослав говорит, что женщины его не интересуют. Ха-ха. Что ещё остаётся говорить в 82 года? Да и поздно уже пытаться объяснить людям корни своего странного безумия. Помнит ли сам Тихий, из-за чего он стал сумасшедшим мусорным вуайеристом? Наверняка на то время, когда эта страсть формировалась, на те события, которые послужили причиною, наложились целые геологические пласты мешанины из из обрывков мыслей, в которых он и себе-то признаться не может, не то что людям, которые вдруг увидели в нём уникального Настоящего Художника. Видите, как этот бомж пытается хитро щуриться, а сквозь прищур сквозит то ли досада на то, что ему не дают идти заниматься единственным, что он умеет и хочет делать, то ли запоздалое тщеславие пополам с пониманием, что уже поздно. Он говорит, что чувствует везде боль. Настоящий Художник. Лузер. Маньяк. Мусор.

А вот и некоторые карточки Мирослава Тихого:





Замечательные карточки. Особенно если помнить, чем и кем они сделаны.

Всё-таки искусство — не только то, на что мы смотрим, но и то, что мы знаем о том, на что смотрим. В итоге, в общем, искусство — это мы сами… О, вот с той фразой в голове мы вас, пожалуй, оставим. Счастливо.

© Хреновина.нет

10 комментариев

avatar
  • Flip Сергей
  • 28 января 2009, 13:24
Отличная статья! так относится все таки к искусству, какой фотоапарат круче Canon или Nikon?)
идея, мысль, вот это и есть начало любого искуства, а технические средства лишь орудия и вещи заменяемые…
avatar
Очуметь!
avatar
  • ukku Михаил
  • 28 января 2009, 15:19
О_О супер!
avatar
  • shun
  • 28 января 2009, 17:41
какая разница чем и кем. это мусор и не более того. ну да, молодец, сделал сам. дальше что?
это похоже на снобство золотой молодеи боготворить все отличное от них самих и кричащее всем свои видом о полном байкотировании усьоявшихся рамок.
мое мнение:
бомж. талант в области фотографии= нулю.
сами фотографи — это просто не более чем грустный высер.
а вот фотографии на который этот бомж — очень интересные.
ну да, аппараты у это хрена очень затейливые.с выдумкой и по-интересному.
avatar
  • chipsetsv Виталий
  • 30 января 2009, 12:32
А сколько только сил потрачеено на изготовление этих аппаратов… )) Так посмотреть, даже сложно представить, что снимки сделаны такой техникой. А ведь некоторые очень даже хорошего качества (если судить по четкости и контрасту), но не в этом тут идея, конечно… ))
Идея в том, что была мысль, было действие, и теперь есть результат… ))
avatar
  • shun
  • 30 января 2009, 18:08
шапито! на хабре была статья ка сделать такой хлам за пол часа. концепт отсутствует.
avatar
  • chipsetsv Виталий
  • 31 января 2009, 14:04
По этой теме еще когда-то давным давно видел статью про фотоаппарат из коробка… )) просто и со вкусом… ))
avatar
а что есть концепт? Уникальность? Так уникальность в каждой пинхольной камере есть — а тут вдвойне. Даже оптика имеется. Я не говорю, что эта камера лучше, чем любая другая, я говорю, что она уникальная и такой больше нет.
Влияет ли это на качество снимков? Разумеется, нет. Любой мыльницей можно сделать в тыщу раз лучше, быстрее и удобнее.
Влияет ли это на сознание фотографа? Разумеется, да.

Тут все зависит от отношения к фотографии и фотографу. Что это — работа или искусство?
Если работа, то безусловно важны качество снимка, его технические параметры, композиця. Если искусство, то все это неважно, потому что человек ищет себя и ищет «свой кадр».
avatar
кстати, не дадите ссылку на хабровскую статью с изготовлением фотоаппарата? Я не виднл, но на 80% уверен, что там простой пинхол
avatar
  • chipsetsv Виталий
  • 01 февраля 2009, 21:55
Хмм… ссылки сейчас не найти уже… да и не на хабре где-то видел… но вы правы… ) просто пинхол… )
А по поводу отношения фотографа к фотографии… да… согласен… ) в плане искусства качество не так важно… важна идея, мысль, которую автор передать хочет… ) а в данном случае… это определенно искусство… порыв души… ведь не для чьей-то цели… ))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.