avatar

A1exis

Это его персональный блог.

Объективы. Часть 2 — Управление объективом

От выбора диафрагмы очень сильно зависят результаты съемки и качество проработки объектов на фотографиях

Диафрагма ограничивает в объективе диаметр отверстия, через которое свет проходит внутрь и попадает на матрицу. Ряд чисел, показывающих, насколько широко открыта диафрагма, жестко стандартизован. Задать нужную диафрагму можно либо с помощью специального кольца на оправе объектива (если таковое имеется), либо через меню цифровой камеры (например, при съемке в режиме приоритета диафрагмы — Av). Диафрагма и длительность выдержки — основные показатели, определяющие, насколько качественно будет экспонирован кадр.

Ряд диафрагменных чисел рассчитан так, чтобы при переходе от одного значения диафрагмы к другому площадь светового отверстия объектива изменялась в два раза — это, в свою очередь, вызывает двукратное изменение проходящего потока света, то есть изменение экс-позиции на одну ступень. Например, при диафрагме f/8 объектив пропустит в два раза меньше света, чем при f/5.6. Диафрагма напрямую влияет на глубину резкости кадра. Ее правильный подбор важен и при динамичной съемке: от величины диафрагмы зависит выдержка, а от нее — то, насколько застывшим или, наоборот, стремительным будет казаться движение в кадре.

Ряд диафрагменных чисел

Диафрагмы от f/1 до f/4 обычно используются с короткими выдержками при съемке в условиях нехватки освещения

Диафрагмы от f/5.6 до f/11 чаще всего выбираются при крупноплановой и портретной съемке, а также при съемке дикой природы, чтобы ограничить глубину резко изображаемого пространства

Минимальные значения диафрагмы (от f/16 до f/64) обычно выбираются с целью получения максимальной глубины резкости кадра

Светосильные объективы

Стоит ли обзаводиться светосильным объективом и каковы могут быть альтернативы этой покупке? Давайте посмотрим…

Объективы, максимальная диафрагма которых находится в диапазоне от f/1 до f/4, называют светосильными. Такого рода объективы выпускаются для самого широкого диапазона фокусных расстояний — от 24 до 600 мм. Светосильный объектив незаменим, когда нужно снимать с предельно короткой выдержкой или для нормальной съемки просто недостаточно освещения. Эти объективы демонстрируют превосходные оптические характеристики, но, как правило, имеют более крупные габариты по сравнению с обычными и существенно более высокую цену. Поэтому основными пользователями подобной оптики пока остаются профессиональные фотографы. Ну а тем, кто хочет снимать с короткими выдержками, но при этом не тратиться на дорогую оптику, остается только повышать светочувствительность матрицы. Например, с одной и той же выдержкой можно работать как при f/2.8 на 100 ISO, так и при f/5.6 на 400 ISO, — платить за такой трюк приходится возрастанием шумов на изображении, хотя до определенного порога светочувствительности это не особенно заметно.

Стандартные дискретники чаще всего обладают высокой светосилой — их максимальная диафрагма составляет f/1.4 или f/2.8. Эти модели легки, обеспечивают потрясающе качественные снимки и отлично подходят для съемки при неярком свете. Благодаря широкой диафрагме задний план фотографий может живописно размываться.

Светосильных зумов не так много — обычно их конструкция предусматривает крепление к штативу. Большая часть этих зумов — умеренные телевики (70–200 мм f/2.8), идеально подходящие для портретной и пейзажной съемки, а также для съемки не слишком осторожных зверей и птиц.

Светосильные телевики — лучший выбор спортивных фотографов и натуралистов. Именно они обеспечивают комбинацию дальнобойности, коротких выдержек и максимального качества. Широко раскрытая диафрагма в сочетании с большим фокусным расстоянием обеспечивают минимальную глубину резкости, благодаря чему объект съемки эффектно изолируется от фона.

Светосильный телеобъектив позволяет получить минимальную глубину резкости кадра. Именно это актуально при съемке дикой природы, когда требуется, чтобы ни объекты переднего плана, ни фон не отвлекали внимание зрителей от главных героев. Если же фотографу удалось одобраться к зверю или птице поближе и снимать крупным планом, то глубина резкости и подавно может составлять всего несколько миллиметров, как это наглядно видно на «пернатом» портрете справа.

Управляем глубиной резкости кадра

Умение работать с глубиной резко изображаемого пространства даст вам возможность получить как идеально резкий пейзаж, так и очаровательный портрет на живописно размытом фоне.

Глубиной резкости, или глубиной резко изображаемого пространства (РИП), называют расстояние между ближней и дальней границами зоны, в пределах которой все объекты находятся в фокусе. Глубина РИП — понятие не строго математическое, поскольку плоскость фокусировки всегда одна. Любая точка любой другой плоскости пространства будет отображаться пятном нерезкости. Чем больше диаметр такого пятна, тем сильнее размыт объект. Считается, что если пятно нерезкости меньше 0.1 мм, то при рассматривании изображения с расстояния 25 см человеческий глаз воспринимает его как резкое.

Совет эксперта

Предпросмотр глубины резкости — за и против

Кнопка предварительного просмотра глубины резкости позволяет «визуализировать» границы зоны резко изображаемого пространства при выбранной диафрагме и фокусном расстоянии объектива. Это прекрасная возможность еще до съемки составить представление о том, как будет выглядеть задний план фотографии. Проблема здесь только одна: на малых значениях диафрагмы картинка в видоискателе будет очень темной — надо дать глазу адаптироваться к этим условиям, а потом пытаться что-то разглядеть.

Чаше всего глубиной резкости управляют, подбирая значение диафрагмы. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости; и наоборот — при уменьшении отверстия диафрагмы границы зоны резко изображаемого пространства расширяются. Другим фактором, влияющим на глубину резкости, является фокусное расстояние объектива: чем оно выше, тем меньше глубина РИП. Ну и, наконец, глубина резкости зависит от дальности фокусировки — чем меньше расстояние между камерой и объектом съемки, тем меньше РИП. А при увеличении этого расстояния пропорционально растет и глубина резкости.

Как получить минимальную глубину резкости

• Выбирайте диафрагму пошире — f/2.8, f/4 либо максимально близкую к этим значениям
• Обзаведитесь светосильным объективом
• Увеличьте фокусное расстояние объектива
• Установите телеконвертер
• Сократите расстояние от камеры до объекта съемки

Как получить максимальную глубину резкости

• Сожмите диафрагму, в идеале — до минимально возможного значения
• Старайтесь выбрать объектив с небольшим фокусным расстоянием
• Отойдите от объекта съемки подальше
• Фокусируйтесь на гиперфокальном расстоянии (в самом общем смысле это расстояние от фотоаппарата до ближайшего резкого объекта)
• Перейдите на специальный шифт-объектив (объектив с возможностью сдвига оптической оси; передний блок такого объектива можно перемещать вверх и вниз)

Объективы. Часть 1 — Изучаем объективы
• Объективы. Часть 2 — Управление объективом
Объективы. Часть 3 — Типы объективов и приемы работы с ними
Объективы. Часть 4 — Новый взгляд на объективы
Объективы. Часть 5 — Короли крупных планов
Объективы. Часть 6 — Учимся обращаться с объективами
Объективы. Часть 7 — Типовые проблемы, связанные с объективами
Объективы. Часть 8 — Вопросы & Ответы. Уход за объективами

Опубликовано: Digital Photo, апрель 2007 (№4/07), Автор: Марк Хэмблин

2 комментария

avatar
  • anjolio Андрей Кривенков
  • 04 июня 2013, 16:24
Приветствую!
как это наглядно видно на «пернатом» портрете справа.

Изображения, судя по всему, уже удалили с хостинга :( Или их и не было?
avatar
  • A1exis Александр
  • 04 июня 2013, 17:25
Да, были потеряны. Постараюсь на днях восстановить как-нибудь и добавить в статьи.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.