avatar

A1exis

Это его персональный блог.

Объективы. Часть 5 — Короли крупных планов

Макрообъективы — короли крупных планов

Любому фотографу, всерьез заинтересовавшемуся съемкой крупным планом, следует подумать о приобретении макрообъектива. Несмотря на то что можно добиться весьма неплохих результатов, используя умеренный телевик с комплектом удлинительных колец, настоящий макрообъектив позволяет вести съемку в масштабе 1:1 и более. Такое увеличение совершенно необходимо при фотосъемке насекомых, цветов, абстрактных композиций, которые акцентируют текстурную поверхность объектов, и многих других сюжетов.

Только одна характеристика принципиально отличает макрообъектив от остальных его собратьев — возможность фокусироваться на малых расстояниях. Именно минимальная дальность фокусировки, а вовсе не фокусное расстояние определяет степень увеличения объекта. Следует иметь в виду, что при минимальных расстояниях между объектом съемки и камерой глубина резко изображаемого пространства заметно падает и может составлять всего несколько миллиметров. Чтобы хоть немного ее увеличить, при макросъемке часто прикрывают диафрагму до f/22 или даже до f/32.

Совет эксперта

Не всегда следует максимально прикрывать диафрагму объектива, поскольку это может негативно сказаться на четкости, — лучше выбирать значение на одну-две ступени больше минимума.
Пользоваться макрообъективом удобнее всего в режиме ручной фокусировки, поскольку в подобных условиях при съемке сложных объектов автоматика не всегда может «угадать», на какой именно точке хочет сфокусироваться фотограф. При минимальной диафрагме и большом фокусном расстоянии длительность выдержки получается довольно большой, поэтому рекомендуется во избежание «шевеленки» крепить камеру на штативе и включать функцию блокировки подъема зеркала.
Выпускаются самые разные модели макрообъективов с фокусными расстояниями от 50 до 200 мм — за каждый из них обычно приходится выкладывать несколько сотен долларов.

Попробуйте на практике

Пейзажи

Макрообъективы универсальны и вполне могут применяться для съемки пейзажей, а фиксированное фокусное расстояние заставляет фотографа более серьезно подходить к вопросам композиции и выбора ракурса съемки

Портреты

Оптические характеристики у макрообъективов обычно на высоте, благодаря чему сделанные с их помощью портреты изобилуют мелкими деталями. Попробуйте находить интересные абстрактные композиции, подчеркивая какие-то определенные черты лица и стараясь не помещать его в кадр целиком

Съемка домашних животных и зверей в зоопарке

В таких работах важнее всего подыскать интересный ракурс и использовать узкую диафрагму для обеспечения большей глубины резкости кадра — чтобы каждая шерстинка или перышко были проработаны идеально.

Стандартные объективы — невоспетые герои

Светосильные, с отменными оптическими характеристиками и превосходным качеством фокусировки — эти объективы никак нельзя назвать ничем не примечательными

Некоторые фотографы серьезно недооценивают полезность стандартных объективов, в то время как им можно найти применение в самых разных съемочных ситуациях. Их превосходные оптические характеристики позволяют делать фотографии, отличающиеся отменной проработкой мелких деталей, что особенно важно для макросъемки и работ в жанре натюрморта. Широко используются эти объективы и в портретной фотографии.

Многие стандартные объективы обладают высокой светосилой — f/1.4 или f/2.0, что оказывается чрезвычайно полезным при репортажной съемке с рук. На максимально открытой диафрагме падает глубина резкости, благодаря чему задний план фотографий расплывается и не перетягивает на себя внимание.

Дискретник с фокусным расстоянием 50 мм поставлялся в комплекте с многими пленочными зеркальными фотоаппаратами, а вот у современных зеркалок в качестве китового всегда предлагается какой-либо зум, диапазон фокусных расстояний которого обычно захватывает и стандартное фокусное расстояние, примерно от 35 до 70 мм. Тем не менее для горячих поклонников стандартных объективов и сейчас выпускается достаточное количество дискретников, включая «полтинники» — 50-миллиметровые объективы. Для цифровых камер с кроп-фактором 1.5х стандартным будет объектив с фокусным расстоянием 30–35 мм, например Sigma 30 мм f/1.4 EX DC HSM.

Попробуйте на практике

Пейзажи

Стандартные объективы можно успешно применять для съемки пейзажей — их угол зрения меньше, чем у широкоугольных объективов, но как раз это довольно часто позволяет получать более плотно кадрированные и оттого более удачные композиции.

Съемка в сумерках

С наступлением сумерек светосильные стандартные дискретники демонстрируют свои достоинства в полной мере. Возможность задавать широкую диафрагму позволяет снимать с более короткими выдержками, а большая светосила объектива обеспечивает ясное изображение в видоискателе, по которому становится легче выполнять кадрирование и фокусировку.

Объективы. Часть 1 — Изучаем объективы
Объективы. Часть 2 — Управление объективом
Объективы. Часть 3 — Типы объективов и приемы работы с ними
Объективы. Часть 4 — Новый взгляд на объективы
• Объективы. Часть 5 — Короли крупных планов
Объективы. Часть 6 — Учимся обращаться с объективами
Объективы. Часть 7 — Типовые проблемы, связанные с объективами
Объективы. Часть 8 — Вопросы & Ответы. Уход за объективами

Опубликовано: Digital Photo, апрель 2007 (№4/07), Автор: Марк Хэмблин

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.